ФИЗИКА (Аристотеля)

«ФИЗИКА» (Φυσικά) – позднее название сочинения Аристотеля в 8 книгах, которое в греческих рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» (Φυσικὴ ἀκρόασις). Дошедшая до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1 в. до н.э.), который объединил относительно самостоятельные сочинения – кн. 1, 2, 3–6, 7, 8. Из них кн. 1–7 датируются (по Е.Дюрингу) концом академического периода (355–347 до н.э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336–322). «Физика» открывает комплекс естественно-научных сочинений, структура которого очерчена самим Аристотелем во введении к «Метеорологии», и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о природе (фюсис). В центре внимания кн. 1 («О началах») – анализ понятия «становления», или «возникновения» (генесис). Основной тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом случае оно уже есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно, – опровергается заменой понятия небытия-в-себе акцидентальным небытием – еще-не-бытием, небытием-чем-то-определенным, или «лишенностью» (отсутствием формы) – («образованный человек» возникает не из «не-человека», а из «необразованного человека»); «принципами» (архе) возникновения, т.о., оказывается троица «форма – отсутствие формы – материальный субстрат», причем первые два понимаются как «противоположности». В кн. 2 (она была непосредственным продолжением 1-й) формулируется учение о «четырех причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причем Аристотель, используя языковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя ее, стремится показать (1–2-я гл.), что каждая из четырех причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа – источник движения (в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу), природа-самобытность-эйдос, природа-мастер (телеологический момент). Дальнейшая часть кн. 2 анализирует понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (αὐτόματον) и «необходимости», ее 7–8-я гл. имеют основополагающее значение для телеологической концепции природы у Аристотеля. «Природа», по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо исследовать «движение» (кн. 5–6, 8), но движение предполагает понятие «континуума», континуум связан с «бесконечным» (апейрон), в то же время «движение невозможно без места, пустоты и времени» (200b20) – отсюда предварительный анализ этих понятий в кн. 3–4. 2-я и 9-я гл. кн. 6 содержат знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. кн. 7 нарушает общий ход изложения и скомпонована из трех несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 – наряду с XII книгой «Метафизики» – основной текст о перводвигателе.

Греческие комментарии к «Физике» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии Commentaria in Aristotelem Graeca. Из средневековых комментариев следует прежде всего назвать: в Византии – Михаила Пселла, на латинском Западе – Фому Аквинского: In octo libros Physicorum Aristotelis expositio, cura et studio M.Maggiolo, 1954.

Русский перевод:

1. В.П.Карпова (1936, новая редакция – Соч., т. 3, 1981).


Издания:

1. H.Сartеron. v. 1–2, 1961;

2. F.M.Cornford and P.H.Wicksteed, v. 1–2, 1968–70;

3. W.D.Ross, 1977. Комм.: W.D.Ross, 1936.


Литература:

1. Mansion A. Introduction a la physique Aristotélicienne. Louvain – P., 1946;

2. Solmsen F. Aristotleʼs system of the physical world. Ithaca, 1960;

3. Wieland W. Die aristotelische Physik. Gött., 1962.

См. также лит. к ст. Аристотель.

А.В.Лебедев

Рекомендуем прочитать