ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ

ФИЛОСОФСКИЕ И РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ ОБЩЕСТВА И КРУЖКИ. Первые в России общества философского характера были созданы в кон. 19 в.

МОСКОВСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО при Московском университете (МПО) (1885–21) эволюционировало в сторону преобладания философской проблематики. МПО находилось под влиянием кружка, который собирался в «доме Лопатиных»: Л.М.Лопатин, Вл.С.Соловьев, кн. С.Н. и кн. Е.Н.Трубецкие, Н.Я.Грот. Членами МПО были почти все известные философы и психологи, а также математики, физики, историки, были и иностранные члены. С 1888 начинают выходить «Труды МПО» и «Издания МПО», которые печатали переводы Спинозы, Лейбница, Канта, К.Фишера, Вундта, Паульсена, Геффдинга. С 1889 издается журнал «Вопросы философии и психологии», на титульном листе которого значилось «При участии МПО».

ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ПРИ ПЕТЕРБУРГСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ (ПФО) (1897–1922) издавало «Труды Санкт-Петербургского философского общества», где публиковались переводы Декарта, Мальбранша, Беркли, Аристотеля, Канта, Гегеля, Секста Эмпирика, Фихте, Гельвеция. ПФО содействовало изданию «Вопросов философии и психологии». Председателем ПФО долгое время был А.И.Введенский.

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКИЕ СОБРАНИЯ в Петербурге в 1901–03 были встречей представителей «нового религиозного сознания» и Церкви с целью способствовать устранению отчуждения между ними. Их инициаторами были Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус, председателем собраний был еп. Сергий (Страгородский), в будущем – патриарх. На 1-м собрании 29 ноября 1901 В.А.Тернавцев говорил о том, что возрождение России возможно лишь на религиозной почве, а одним из главных препятствий является отсутствие религиозно-социального идеала у церковных деятелей, их устремление лишь к загробному идеалу и пренебрежение к земной стороне жизни; это отталкивает интеллигенцию, которая впала в другую крайность: «отдалась лишь земному идеалу и признает лишь его». Эти крайности и пытались преодолеть собрания. Стенограммы собраний печатались в созданном для этой цели журнале «Новый путь» (1903–04).

Преемником собраний стало Религиозно-философское общество в Петербурге (РФПО) (1907–17), во главе которого стояли Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, С.А.Алексеев, А.А.Мейер, Д.В.Философов. РФПО развивало идеи собраний о Третьем Завете – Завете Духа Святого, о «святой плоти»; пыталось защитить русскую интеллигенцию от обвинений, прозвучавших со страниц сб. «Вехи».

РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО ПАМЯТИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА (МРФО) (1905–18) возникло в Москве на основе религиозно-философской секции Студенческого историко-филологического общества, созданного кн. С.Н.Трубецким при Московском университете в 1902. В его создании принимало участие Христианское братство борьбы. Председателем МРФО стал Г.А.Рачинский. Существенную материальную помощь оказывала М.К.Морозова, которая вместе с кн. Е.Н.Трубецким принимала непосредственное участие в его руководстве. Состав МРФО был пестрым: здесь были и сугубо православные члены «Кружка ищущих христианского просвещения», и символисты (Андрей Белый, Вяч.Иванов и др.) вплоть до теософов и антропософов. МРФО не имело своего печатного органа; его члены печатали свои выступления в журналах «Вопросы философии и психологии», «Русская мысль», «Московский еженедельник» и ряде газет. В 1910 члены общества организовали издательство «Путь». В марте 1907 при МРФО по инициативе В.П.Свенцицкого, В.Ф.Эрна и П.А.Флоренского был создан Вольный богословский университет. Значительная часть докладов была прочитана С.Н.Булгаковым, кн. Е.Н.Трубецким, В.Ф.Эрном, Н.А.Бердяевым. Неоднократно выступали С.А.Алексеев, А.Белый, С.Н.Дурылин, В.В.Зеньковский, Вяч.Иванов, Г.А.Рачинский, В.П.Свенцицкий, С.М.Соловьев, С.Л.Франк, П. А Флоренский. Н.С.Арсеньев вспоминал об атмосфере МРФО: «Это была религиозность, но в значительной степени (хотя и не исключительно) вне-церковная или, вернее, не-церковная, рядом и с церковной, а главное, вливалась сюда порой и пряная струя «символического» оргиазма, буйно-оргиастического, чувственно-возбужденного... подхода к религии и религиозному опыту» («Дары и встречи жизненного пути». Франкфурт-на-Майне, 1974, с. 61–63). Тем не менее, несмотря на свою пестроту, МРФО тяготело к православию. Последнее закрытое заседание состоялось 3 июня 1918 с докладом С.Н.Булгакова «На пиру богов (Современные диалоги)». Бывшие члены МРФО осенью 1919 по инициативе H.A.Бердяева основали Вольную академию духовной культуры, которая перестала существовать вскоре после высылки из России в августе–сентябре 1922 группы деятелей науки, культуры и философии.

«КРУЖОК ИЩУЩИХ ХРИСТИАНСКОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ» возник в Москве в начале 20 в. на основе кружка, сложившегося вокруг M.A.Новоселова и издававшейся им с 1902 «Религиозно-философской библиотеки». Примерно к 1907 был разработан его устав, в параграфе 1 которого значилось: «Кружок имеет целью помогать своим членам, а также и посторонним лицам, которые будут к нему обращаться, в усвоении начал христианского просвещения. Кружок никаких политических целей не преследует и в обсуждение политических вопросов не входит». Среди членов Кружка были М.А.Новоселов, Ф.Д.Самарин, В.А.Кожевников, П.Б.Мансуров, Н.Н.Мамонов, А.А.Корнилов, кн. Е.Н.Трубецкой, кн. Г.Н.Трубецкой, П.А.Флоренский, С.Н.Булгаков, В.Ф.Эрн, прот. И.И.Фудель, Л.А.Тихомиров, С.Н.Дурылин, Н.С.Арсеньев, Н.Д.Кузнецов и др. 7 июля 1913 о. Павел Флоренский писал В.В.Розанову: «Конечно, московская «церковная дружба» есть лучшее, что есть у нас, и в дружбе это полная coincidentia oppositorum [совпадение противоположностей]. Все свободны, и все связаны: все по-своему, и все – «как другие»... Весь смысл московского движения в том, что для нас смысл жизни вовсе не в литературном запечатлении своих воззрений, а в непосредственности личных связей. Мы не пишем, а говорим, и даже не говорим, а скорее общаемся» («Богословские труды», 1987, сб. 28, с. 304). В предреволюционную пору всеобщего духовного разброда Кружок был попыткой соборного единения людей на началах Православия.

ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО СССР (ныне Российское философское общество) создано в 1971 при Академии наук как добровольное объединение философов. При Философском обществе создан ряд секций; общество является членом Международной федерации философских обществ.


Литература:

1. Записки С.-Петербургских религиозно-философских собраний (1902–1903). СПб., 1906;

2. Записки С.-Петербургского [Петроградского] Религиозно-философского общества, в. 1–2. СПб., 1908; в. 4. СПб., 1914; в. 6. Пг., 1916;

3. Мейер А.А. Петербургское Религиозно-философское общество. – «ВФ», 1992, № 7;

4. Бронникова Е.В. Петербургское Религиозно-философское общество (1907–1917). – Там же, 1993, № 3;

5. Соболев А.В. К истории Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева. – «Историко-философский ежегодник 1992». M., 1994;

6. Игумен Андроник (Трубачев). Московский кружок. – «Литературный Иркутск», 1988, декабрь;

7. Арсеньев Н.С. О московских религиозно-философских и литературных кружках и собраниях начала 20 в. – В кн.: Воспоминания о серебряном веке. М., 1993;

8. Scherrer J. Die Petersburger Religiös-Philosophischen Vereinigungen. В., 1973.

С.M.Половинкин

Рекомендуем прочитать