ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ

«ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» – программа обучения философии в школе, подготовленная в 1970-х гг. в Институте по развитию философии для детей (Монтклер, США) под руководством Метью Липмана; среди разработчиков – Э.Шарп, Ф.Асканян, Г.Метьюс, Р.Рид, М.Причард. С 1980-х гг. используется на практике во многих культурных регионах мира. Международный организационный орган программы – «The International Council for Philosophical Inquiry with Children» (ICPIC), теоретический орган – издающийся с 1979 журнал «Trunking».

В отличие от других школьных программ по философии «Философия для детей» рассчитана на весь период пребывания ребенка в школе, т.е. с 1-го по 11-й класс (имеется материал и для детских садов) и нацелена на систематическое обучение с помощью философии навыкам разумного рассуждения – самостоятельного, доказательного, контекстуального, критического – с тем, чтобы подготовить интеллект к усвоению нового знания и воспитать морально и социально ответственную личность. Вместо традиционной информационной модели (сообщения о персоналиях, направлениях, дисциплинах и т.п.) в ней используется проблемно-деятельностный метод трансляции знания, т.е. обучение философствованию в процессе обсуждения философских проблем, сформулированных в истории рационалистической мысли. При этом «высокое» содержание философии адаптировано к возрастным возможностям детей и привязано к знаниям и навыкам, получаемым ими в школе. Обычные учебники и хрестоматии заменены особого рода текстами – философско нагруженными художественными повестями для детей, в которых главными персонажами являются школьники и сюжет строится на обычных (не сказочных) и близких жизненному опыту учащихся школьно-семейных событиях. Последние служат отправной точкой для философского разговора в классе и подсказкой возможных его поворотов, а рассуждения героев – моделью обнаружения в повседневной жизни философских проблем. Повести сопровождены обширными пособиями для учителей, дающими возможность вести многоплановый диалог в классе. Главная педагогическая новация и ключевое понятие программы – «сообщество исследователей» (community of inquiry), в качестве которого выступает обычный школьный класс, коллективно ищущий истину методом «сократического диалога» и дискуссий. Цель исследовательского поиска – превращение неопределенной ситуации в определенную, его этапы – анализ контекста ситуации, формулировка относящихся к нему философских проблем, конструирование гипотез, обсуждение критериев доказательности выдвигаемых суждений, выработка «хорошего суждения». По идее разработчиков, школьное сообщество исследователей, помогающее вырабатывать как когнитивные, так и этико-социальные навыки, должно стать главной социальной ячейкой, в которой происходит становление граждан демократического общества.

Разработчики исходят из того, что вопрошающий характер философии, допущение в ней поливариантных ответов, наличие когнитивных, этических и эстетических инструментов, позволяющих в ее рамках обсуждать широкий спектр волнующих детей вопросов, делают ее уникальной дисциплиной для развития рассуждающей способности и рефлексивно-критического выбора мировоззренческой позиции. Практика программы «Философия для детей», считают они, свидетельствует о том, что философия может и должна стать парадигмой школьного обучения.

Программа «Философия для детей», поддержанная ЮНЕСКО и другими международными образовательными организациями, оказала большое влияние на теорию и практику преподавания философии в школе во многих странах. Ее воздействие сказалось и на высшем образовании, в частности в связи с введением во многих университетах и колледжах курсов по «критическому мышлению» и с дискуссиями о теоретико-методологических возможностях различных дисциплин по развитию рефлексивных способностей студентов.


Литература:

1. Юлина Н.С. Педагогическая стратегия философии для детей. – В кн.: Философия для детей. М., 1996, с. 3–89;

2. Philosophy for Children, v. 1–7. Upper Montclair N. J., 1973–78;

3. Growing up with Philosophy, ed. by M.Lipman, A.Sharp. Phil., 1978;

4. Lipman M., Sharp A., Oscanyan F. Philosophy in the Classroom. Phil., 1980;

5. Lipman M. Philosophy Goes to School. Phil., 1988;

6. Lipman M. Thinking in Education. Cambr., 1991;

7. Studies in Philosophy for Children: Harry Stottlemeierʼs Discovery, ed. by A.Sharp and R.Reed. Phil., 1992;

8. Matthews G. Philosophy of Childhood. Cambr., 1996;

9. Lipman M. Natasha. Montclair, 1996.

Н.С.Юлина

Рекомендуем прочитать