ФИЛАРЕТ

ФИЛАРЕТ (в миру Василий Михайлович Дроздов) [26 декабря 1782 (6 января 1783), Коломна – 19 ноября (1 декабря) 1867, Москва] – митрополит Московский, первый доктор богословия в России (1814), один из крупнейших представителей русской христианской философии. К.Н.Леонтьев называл его «великаном» православия, определившим целое «филаретовское» направление отечественной мысли. Учился в Коломенской, затем Троицкой лаврской семинарии. С 1809 профессор философских наук в Петербургской Духовной академии. С 1812 по 1819 ее ректор. В эти годы Филарет издает за свой счет сочинения Канта, принимает активное участие в переводе Священного Писания на русский язык, сделав издание русской Библии делом всей жизни; пишет свое основное герменевтическое сочинение «Записки на книгу Бытия» (ч. 1–3. М., 1867), где использует особый, «духовно-анагогический» метод толкования, восходящий к исихастскому метафизическому опыту. С 1821 и до смерти возглавляет московскую кафедру (с 1826 митрополит). В этот период Филарет обеспечивает систематическое издание русских переводов святых отцов и пишет «Пространный христианский катехизис» (1823), а также бо́льшую часть своих проповедей и слов. Круг философско-богословских идей Филарета определен святоотеческой традицией и особенно Халкидонским догматом о Богочеловеческой природе Христа, которому можно подражать лишь экзистенциально-заостренным, «таинственно-крестным» образом (Десять слов о кресте и глаголы жизни вечной. М., 1995, с. 36). Филарет делает акцент на аскетической стороне такого подражания, часто используя понятия-метафоры «внутреннего» и «внешнего» креста, «страха смерти» и «страха жизни» и др. Канонизирован Русской Православной Церковью.


Сочинения:

1. Слова и речи, т. 1–5. М., 1873–85;

2. О государстве. Тверь, 1992;

3. Пространный христианский катехизис. Варшава, 1930;

4. Творения. М., 1994.


Литература:

1. Флоровский Г. Пути русского богословия (глава V и прилагаемая к ней подробная библиография о Филарете). Вильнюс, 1991.

П.В.Калитин

Рекомендуем прочитать