ФЕОДОР МЕТОХИТ

ФЕОДОР МЕТОХИТ (Θεόδωρος Μετοχίτης) (1270, Константинополь – 13 марта 1332, там же) – византийский гуманист, государственный деятель и ученый. Сын сторонника греко-латинской церковной унии, в 1283 последовал за отцом в ссылку в Малую Азию. Благодаря своим необычайным способностям попал в 1290 в придворный круг императора Андроника II Палеолога, став его ученым советником и снискав высшие правительственные должности, в т.ч. в 1321 – великого логофета, т.е. главы «правительства». С 1305 – месадзон, т.е. ближайший к императору вельможа (заступил на место своего соперника Никифора Хумна). После поражения Андроника II в гражданской войне был в 1328 в тюрьме, подвергся разорению, а его дворец – разрушению. После ссылки вернулся в 1330 в столицу, где провел остаток дней как монах Теолепт в монастыре Хоры.

По описанию Никифора Григоры, днем Феодор занимался государственными делами во дворце, а ночью углублялся в книги и научные рассуждения. Среди его разнообразных сочинений – комментарии к Аристотелю, введение в астрономию, «Введение в математику Птолемея», этический трактат о воспитании, философская полемика с Никифором Хумном, речи, поэмы в гекзаметрах (в т.ч. «О математическом виде философии»), агиографические энкомии и др. Его письма не сохранились; многое еще не опубликовано. Его т.н. «Гномические заметки» («Смесь») представляют собой 120 небольших сочинений, записок, статей, выявляющих энциклопедический характер его знаний; в них обсуждаются такие сюжеты, как об иронии у философов, особенно у Платона и Сократа (очерк 8), о неясности аристотелевских сочинений (3), о человеческом свойстве хвалить добрые старые времена (41), о радостях наблюдения за небом (43), о красоте моря (44), что лучше для человека – родиться или нет (58), о надежде (63), о дальнейшем распространении корыстолюбия (86), о демократии, аристократии, монархии (96–98), о практической пользе математики и особенно геометрии в рамках механики (70), об истории Римской империи с самых начал (106, 108), об Эпаминонде и Пелопиде (114), об отдельных авторах, как Ксенофонт (20), Плутарх (71), Дион из Прусы (19), Филон (16), Иосиф Флавий (15), Синесий (18) и др.

Особое место у Феодора занимает тема судьбы (персонифицированной в образе античной богини Тихи), диктующая представление о всеобщей изменчивости, ненадежности, шаткости как а, тажизни индивидк и целых народов и государств. Сознавая закат Византийской империи, Феодор видел в ней лишь одно из звеньев в цепи мировой истории.


Сочинения:

1. Theodori Metochitae Miscellanea philosophie et historica graeca, rec. Ch.G.Müller, Th. Kieling. Lipsiae, 1821;

2. Θεόδωρος Μετοχίτης. Ἠϑικὸς ἤ περὶ παιδεῖας, ed. Ι. Polemis. Athenes, 1995.


Литература:

1. Медведев И.П. Византийский гуманизм XIV–XV вв. СПб., 1997;

2. Hunger H. Theodoras Metochites als Vorläufer des Humanismus in Byzanz. – Byzantinische Grundlagenforschung. L., 1973;

3. De Vries van der Velden E., Theodore Metochite: Une réévalution. Amst., 1987;

4. Sevcenko I. Études sur la polémique entre Theodore Metochite et Nicephore Choumnos. Brux., 1962;

5. Beck H.-G. Theodoras Metochites. Die Krise des byzantinischen Weltbildes im 14. Jahrhunderts. Münch., 1952.

M.В.Бибиков

Рекомендуем прочитать