ФЕМИСТИЙ

ФЕМИСТИЙ (Θεμίστιος) (ок. 317, Пафлагония – 388, Константинополь) – античный философ и ритор, комментатор Аристотеля, впоследствии – государственный деятель, советник императоров Констанция II и Феодосия I; в 384 – префект Константинополя. Между 345 и 355 основал в Константинополе философскую школу, но вскоре оставил преподавание ради политической карьеры. Сохранились три греческих комментария Фемистия: на «Физику», «О душе» и «Вторую Аналитику»; еще два (на «О Небе» и XII кн. «Метафизики») дошли в еврейском переводе с арабского. Сохранилось также 34 речи Фемистия. Не сохранились комментарии на «Категории», «Первую Аналитику», «О возникновении и уничтожении» и «Никомахову этику», а также некие толкования (ἐξηγητικοὶ πόνοι) текстов Платона, о которых упоминает Фотий (Bibl. cod. 74, 52a l9–20 Bekker).

Хотя Фемистий жил в эпоху доминирования неоплатонизма, его сохранившиеся сочинения не несут отпечатка неоплатонических идей, что весьма условно позволяет считать его «последним перипатетиком» античности (Вербеке, Прехтер, Блюменталь). Фемистий замечателен как разработчик жанра парафраза: поскольку вся собственно комментаторская работа, по его мнению, успешно завершена, задачей ученых теперь должно стать составление менее объемистых учебных парафраз (переложений) (см. In An. Post. 1, 2–12). Парафразы Фемистия представляют собой разъясняющие рубрикации текста на главы с близким к тексту изложением оригинала; предполагалось, что их следует читать параллельно с чтением соответствующего текста Аристотеля (возможно, они были предназначены для устного чтения как циклы лекций, ср. In De An. 39, 23). Иногда Фемистий отказывается от узких рамок парафраза для того, чтобы обсудить некоторые дискутируемые в традиции проблемы. В своем наиболее известном комментарии на «О душе» он предлагает собственную интерпретацию аристотелевской ноологии. В частности, он отказывается от предложенного Александром Афродисийским отождествления актуального, или деятельного, ума-нуса (νοῦς ποιητικός) из 3-й книги «О душе» с перводвигателем «Физики» и богом «Метафизики» на том основании, что бессмертный деятельный ум, по Аристотелю, находится «в душе» (In De An. 102.30–103.19). Он выстраивает иерархию из трех умов (актуального, потенциального и пассивного), от которых принципиально отграничен вечно деятельный бог-абсолют (тождествен богу из 12-й книги «Метафизики»). Первый ум – актуальный – понимается как сверх-индивидуальная ноэтическая реальность (называемая также «мы», 100.37–101.1, и «сущность нашего Я», 100.16–22). Второй ум – потенциальный (δυνάμει) – выступает как «предтеча» (πρόδρομος) актуального и понимается как собственно человеческое мышление. Высшая часть человеческого сознания – Я – «есть ум, состоящий из ума потенциального и ума актуального», In De An., 100.18–19); когда человек мыслит, актуальный ум присутствует в нас как луч света. Эти два ума, актуальный и потенциальный, отграничены от третьего – пассивного (παθητικός), который связан с функциями памяти, эмоций и дискурса и в отличие от первых двух не отделим от тела и смертен (105.13–34; 108.28–34); этот ум Фемистий называет также «общим» (κοινὸς νοῦς), ср. Аристотель, «О душе» I 4, 408b29, и подчеркивает, что мы после отделения души (и двух высших умов, связанных с ней) от тела не помним событий земной жизни.

Фемистий оказал несомненное влияние на позднеантичных комментаторов Аристотеля, особенно византийских, чья склонность к парафразам объяснима популярностью как экзегетики Фемистия (ср. Sophonias, In De An., 1.20–21), так и его речей. Его толкования были хорошо известны и на арабском Востоке (благодаря комментарию на «О душе» Ибн Рушда (Аверроэса), и на латинском Западе (благодаря латинскому переводу Вильяма из Мербеке и интересу к Аверроэсу со стороны Сигера Брабантского и Фомы Аквинского). См. также Аристотеля комментаторы.


Сочинения:

1. Analyticorum Posteriorum paraphrasis, ed. M.Wallies. В., 1900 (CAG 5.1);

2. In Physica paraphr., ed. H.Schenkl. В., 1900 (CAG 5.2);

3. In De anima paraphr., ed. R.Heinze. В., 1899 (CAG 5.3);

4. In De Caelo, lat. et hebr., ed. S.Landauer. В., 1902 (CAG 5.4);

5. In Metaph. 12, lat. et. hebr., ed. S.Landauer. В., 1903 (CAG 5.5);

6. Schenkl H. et al. (ed.). Themistii orationes quae supersunt, v. 1–3. Lpz., 1965–74;

7. Themistius, On Aristotle On the Soul, transl. and notes by R.B.Todd. Ithaca, 1996.


Литература:

1. In Themistii orationes index auctus, accuravit A.Garzya. Napoli, 1989;

2. Schroeder F. M., Todd R.B. Two Greek Aristotelian Commentators on the Intellect: The De Intellectu Attributed to Alexander of Aphrodisias and Themistiusʼ Paraphrase of Aristotle De Anima, III 4–8. Toronto, 1990;

3. Blumenthal H. Themistius, the last Peripatetic commentator on Aristotle? – Aristotle Transformed, ed. R.Sorabji. L., 1990, p. 113–123;

4. Ballériaux О. Thémistius et le Neoplatonisme: le νοῦς παθητικός et lʼimmortalité de lʼâme. – «Revue de Philosophie Ancienne», 1994, 12, p. 171–200;

5. Vanderspoel J. Themistius and the Imperial Court: Oratory, Civic Duty and Paideia from Constantius to Theodosius. Ann Arbor, 1996.

M.А.Солопова

Рекомендуем прочитать