ФАРАБИ

ФАРАБИ Абӯ Нaс̣p Мух̣аммад Ибн Т̣арх̣ан, ал- (870, Фараб на Сырдарье – 950, Дамаск) (в средневековой Европе известен как Alfarabius или Avennasar) – арабский философ, ученый-энциклопедист, один из основоположников арабоязычного перипатетизма. Внес существенный вклад фактически в каждую из областей философии – прежде всего в логику и эпистемологию в ее греческом философском понимании как взаимообусловленном сопряжении логики, метафизики и психологии на основе всеобъемлющего принципа этического рационализма, каковой для ал-Фарабӣ являлся определяющей ценностью и в трудах по социальной проблематике. Ал-Фарабӣ был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему принадлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Птолемея), физике, математике, медицине, истории и теории музыки («Большая книга музыки»).

 Философское и естественно-научное образование получил в Багдаде и Харране, где продолжалось преемственное по отношению к предыдущим этапам изучение греческого философского и научного наследия. Его учителями были Абӯ Мишр Матта и Йух̣анна бен Хайлан (христиане-несториане) – известнейшие в арабском мире знатоки логики Аристотеля, владевшие как греческим, так и арабским языком. Ал-Фарабӣ был удостоен современниками почетного звания «Второй Учитель», в признание его заслуги как комментатора всего «Органона» (включая отвергаемые несторианами части «Первой» и «Второй» Аналитик) и исследователя «Метафизики» Аристотеля («Книга букв»). Для методологической установки ал-Фарабӣ характерно стремление к структурированию в максимально полном объеме унаследованного и современного ему знания (ал-Фарабӣ принадлежат также комментарии к Платону, Александру Афродисийскому и др.), к рациональной систематизации всего и вся, от Вселенной до основ гражданского общежития.

 Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, ал-Фарабӣ отличали особые не только диапазон научных и философских интересов, но и стремление к достижению целостности. Общие оценки философии ал-Фарабӣ неоднозначны и большей частью колеблются между «эклектикой» и «синкретизмом». Лишь немногие исследователи видят в трудах ал-Фарабӣ основания для утверждения тезиса о творческом развитии перипатетизма, о новом и первом после аристотелевского истинно философском синтезе (М.Калстон, А.X.Касымжанов).

 Утверждаемый ал-Фарабӣ особого рода синтетизм проявился в стремлении сблизить некоторые позиции аристотелизма и неоплатонизма при осознанном понимании их различий и подчеркивании главенства Стагирита. Тяготение к представлению материала в единстве и взаимной связи его частей имело своим следствием создание одной из первых в средневековье историко-философских концепций «вечной философии». Новой в сравнении с Аристотелем и закономерной в изменившейся культурно-исторической обстановке явилась такая особая грань утверждаемого аль-Фараби синтетизма, как стремление представить «извечную» философию и позднее появившуюся «истинную религию» не противоположностями, а вариантами одной истины, излагаемой философией аподиктически и сущностно, религаей же – символически и риторически.

 Аль-Фараби оказал влияние (особенно в сфере логики) на Ибн Сӣну, Ибн Баджжу, Ибн Т̣уфайла, Ибн Рушда, а также на Маймонида. В процессах становления и эволюции средневековой европейской философии значимыми оказались учения ал-Фарабӣ о классификации наук, разуме и двойственной истине, а также астрономические и физические воззрения (оптика), проникавшие опосредованно через аверроизм и напрямую через немногие переводы на еврейский и латинский языки. Из оригинальных работ ал-Фарабӣ наиболее известен «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».


Сочинения:

1. Kitab al-Huruf. Alfarabiʼs Book of Letters. Beirut, 1969;

2. Философские трактаты. Алма-Ата, 1972;

3. Математические трактаты. Алма-Ата, 1973;

4. Логические трактаты. Алма-Ата, 1975;

5. Комментарии к «Альмагесту» Птолемея. Алма-Ата, 1975;

6. Историко-философские трактаты. Алма-Ата, 1985.


Литература:

1. Хайруллаев М.М. Ал-Фараби. Эпоха и учение. Ташкент, 1975;

2. Касымжанов А.X. Абу Наср аль-Фараби. М., 1982;

3. Шаймухамбетова Г.Б. К характеристике онтологических и гносеологических оснований восточных перипатетиков (на примере аль-Фараби). – В кн.: Рационалистическая традиция и современность. Ближний и Средний Восток. М., 1990;

4. Hammond R. The Philosophy of al-Farabi and Its Influence on Medieval Thought. N. Y., 1947;

5. Mahdi M. Al-Farabi and the Foundation of Philosophy. – Islamic Philosophy and Mysticism. N. Y., 1981.

Г.Б.Шаймухамбетова 

Рекомендуем прочитать