ФАКТИЧНОСТЬ

ФАКТИЧНОСТЬ (Faktizität) – термин, ставший известным благодаря ранним фрайбургским лекциям Хайдеггера (1919–22), а также лекции «Онтология. Герменевтика фактичности» (1923) и «Бытию и времени». В 19 в. в немецкой философии использовались два синонимичных термина – «Tatsa̋chlichkeit» и «Faktizität», являвшихся новообразованиями философского языка, причем «Tatsa̋chlichkeit» (от нем «Tatsache», букв. «дело действия») был более близок немецкой филос. традиции. Во 2-й пол. 19 в. «Faktizität» встречается редко. У В.Дильтея – впервые в книге «Переживание и поэзия» (написана в 1867, опубликована в 1905), а затем во «Введении в науки о духе» (1881), где Дильтей говорит о «фактичности (Faktizität), истории, т.е. живой изначальной реальности», которая никогда не дается в представлении в адекватном выражении. У Дильтея значительно чаще используется термин «Tatsa̋chlichkeit», который в нач. 20 в. часто встречается также у П.Наторпа, Э.Гуссерля и М.Хайдеггера (диссертация «О суждении в психологизме»), где «Tatsa̋chlichkeit» означает всего лишь «факт как факт». Одновременно растет популярность термина «Faktizität», который в неокантианстве (Э.Ласк) обозначает противоположность надвременной логичности (Logizität). Фактичность имеет временно́й характер, а значит, случайна, индивидуальна, конкретна и неповторима. Именно в этом значении начинает использовать термин «фактический» Хайдеггер (лекции «Основные проблемы феноменологии», 1919–20), говоря о «фактической жизни» как об универсальной и всеохватывающей реальности, должной стать исходной основой феноменологического анализа. Введению термина в оборот способствовала также работа К.Ясперса «Психология мировоззрений» (1919), «фактическое» и «фактичный» используются для обозначения конкретности человеческой экзистенции, единства и неразрывности существования, противопоставляемого метафизическим схемам и конструкциям. «Фактическое» выступает также в качестве синонима подвижности, течения жизни. «Фактичность» как философская категория появляется в лекциях по «Феноменологии созерцания и выражения» (1920), Хайдеггер предпочитает «Faktizität» синонимичному понятию «Tatsa̋chlichkeit», ибо последнее теснее связано с проблематикой «фактов сознания» (И.Фихте, В.Дильтей), а также с пониманием философии как теоретической по преимуществу деятельности, имеющей объективный характер. Потому термин «фактичное» («Tatsa̋chliche») используется, когда Хайдеггер говорит об опыте, не имеющем необходимого отношения к миру Я, или о предметном содержании, не соотнесенном со способом его воспроизведения» (теоретическая установка). Однако, по Хайдеггеру, для некоторых областей (истории, философии) необходим определенный способ осуществления отнесенности (Vollzug des Bezugs), для чего Хайдеггер резервирует термин «faktisch»: так, напр., «фактически жить» в прошедшем (т.е. обладать историей) означает, что прошедшее каким-то образом пронизывает содержание жизненного опыта. Центральной категорией «фактичность» становится в «Герменевтике фактичности». В отличие от Ясперса, в трудах которого «фактичность» и «экзистенция» практически не разводятся, в «Бытии и времени» эти термины сущностно различны. «Фактичность» как понятие играет также важную роль в философии Сартра.

И.А.Михайлов

Рекомендуем прочитать