ЕВКЛИД ИЗ МЕГАРЫ

ЕВКЛИД (Εὐκλείδης) из Мегары (ум. после 369 до н. э.) – греческий философ, последователь Сократа, основатель Мегарской школы. По преданию, именно к Евклиду приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в т.ч. и Платон), устрашенные событиями, связанными с его казнью. Взгляды Евклида, по мнению античных доксографов, сформировались под влиянием не только Сократа, но и Парменида: «существует только одно благо, лишь называемое разными именами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и прочими наименованиями, а противоположное благу он отрицал, заявляя, что его не существует» (Diog. L. II 106). Вероятно, это было утвердившимся мнением древних, ибо и Цицерон причисляет Евклида к элейской традиции в философии (Acad. Рr. 2.42.129). Монизм Евклида также выражался в признании им одного бытия (Euseb. Рr. Еv. XIV 17, 1), одной добродетели (Diog. L. VII161). Евклид не допускал умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии опираются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна (II107). Как все видные сократики, Евклид писал сократические диалоги: «Ламприй», «Эсхин», «Феникс», «Критон», «Алкивиад» и «О любви» (не сохранились).

В историко-философской литературе нач. 20 в., зависимой от Ф.Шлейермахера и Э.Целлера, было принято считать, что у Евклида и мегариков было какое-то свое учение об идеях, очень напоминающее платоновское, и что именно мегарики были теми «друзьями идей», которые критикуются в платоновском «Софисте» (246b-с, 248а), однако после статьи Гиллеспи эта гипотеза историками философии была оставлена.

Фрагменты и свидетельства:

1.  Gimmantoni G. (ed.). Socratis et Socralicorum Reliquiae, vol. 1. Napoli, 1990, p. 377–388.


Литература:

1.  Gillespie С.M. – «Archiv für Geschichte der Philosophies, 1911, 24, 218–241.

2.  См. также лит. к ст. Мегарская школа.

М.А.Солопова

 

Рекомендуем прочитать