ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ

ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (Ευάγριος ὁ Ποντικός) (345 Ивора Понт – 399, Келлии, Египет) – греческий христианский богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому, который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову (рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел жизнь монаха в Египте – сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор известного сборника монашеских жизнеописаний «Лавсаик». В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском переводах (важнейшие сочинения – «Послание о вере», «Слово о духовном делании, или Практик», «Гностик», «Гностические главы», «Зеркало иноков и инокинь», «Слово о молитве», «Опровергатель» и др.), Евагрий осуществил оригинальный синтез мистического опыта аскетов-пустынников и философского умозрения.

Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Согласно этой системе, все существа были первоначально чистыми умами (λογικοί, νόες), находившимися в единстве с Богом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй акт творения, дав каждой душе тело, поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров – ангельский, человеческий и бесовский и дав им возможность совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранивший единство с Богом. Цель каждой твари – пройти путь духовной эволюции и воссоединиться в первоначальном единстве со Христом, став равной с ним (апокатастасис).

Систематизируя духовный опыт монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа – практическую (πρακτική) и гностическую (γνοστική). «Практическая» жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие (γαστριμαργία), блуд (πορνεία), сребролюбие (φιλαργυρία), печаль (λύπη), гнев (’ργή), уныние (ακηδία), тщеславие (κενοδοξία), гордость (ὑπερηφανία), – и достижение в результате бесстрастного состояния (ἀπάθεια). «Гностическая» жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безóбразным светом Троицы и обóжение.

Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновременно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространявшиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (греческие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теоретиков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Кассиан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские «несторианские» богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский «монофизитский» богослов бар Эбрей и др.).


Сочинения:

1. Traité pratique ou le Moine, ed. A.Guillaumont, С.Guillaumont, t. 1–2. P., 1971 (Sources Chrétiennes, t. 170–171);

2. Frankenberg W. Evagrius Pontias. В., 1912 (тексты Евагрия на сирийском языке);

3. Les six centuries des «Kephalaia gnostica», éd. A.Guillaumont-Turnhout, 1985 (Patrologia orientalis, t. ХХѴШ, fasc. 1);

4. Le Gnostique ou à celui qui est devenu digne de la science, éd. A.Guillaumont, C.Guillaumont. P., 1989 (Sources Chrétiennes, t. 356);

5. Scholies aux Proverbes, éd. par P.Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 340);

6. Scholies à L’Ecclesiaste, éd. Gehin. P., 1987 (Sources Chrétiennes, t. 397);

7.  в рус. пер.: Творения аввы Евагрия: Аскетические и богословские трактаты, пер., вступ. ст. и комм. А.И.Сидорова. М., 1994.


Литература:

1.  Сидоров А.И. Евагрий Понтийский: жизнь, литературная деятельность и место в истории христианского богословия. – В кн.: Творения аввы Евагрия... с. 5–75;

2. Guillaumont A. Les «Kephalaia gnostica» d’Evagre le Pontique et l’histoire de l’origénisme chez les Grecs et chez les Syriens. P., 1962;

3. Bunge G. AKEDIA: Die geistliche Lehre des Evagrius Pontikos von Überdruss. Köln, 1989;

4. Guillaumont Α., Guillamont С. Evagre le Pontique. – «Dictionnaire de Spiritualité» (P.), 1961, t. 4(2), p. 1731–1743.

H.В.Шабуров

Рекомендуем прочитать