ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА

ЭПИСТЕМИЧЕСКАЯ ЛОГИКА – логика знания, традиционно понимаемая как раздел модальной логики, в которой модальный оператор □ интерпретируется содержательно как «известно, что» или «знаю, что». Первые попытки построения логики знания связаны с эпистемической интерпретацией модальной логики S5, которая получается присоединением к классической логики высказываний или предикатов «модальной приставки», состоящей из аксиомных схем □А ⊃ А, □(A ⊃ В) ⊃ (□A ⊃□B), □Α ⊃□⌉□А и правила вывода: если доказуемо А, то доказуемо □A (правило Гёделя).

Эпистемическая интерпретация этих аксиомных схем не вызывает особых трудностей. Согласно □A ⊃ А, если утверждение А входит в состав знания, то оно истинно. С точки зрения истории науки, которую можно рассматривать как исправление прежних заблуждений, это неверно, но вполне приемлемо на уровне фиксированной модели реальности.

Рациональность знания подчеркивается аксиомной схемой □(A ⊃ В) ⊃ (□A ⊃□B), согласно которой, если известно, что А имплицирует В и известно А, то известно В. Аксиомная схема □А ⊃□⌉□A (если А неизвестно, то известно, что А неизвестно) и выводимое в S5 утверждение □A ⊃□□A (если А известно, то известно, что А известно) подчеркивают явный характер знания.

Однако принятие правила Геделя приводит к парадоксу «всезнания»: известными должны считаться все доказуемые (в той или иной системе знания) утверждения. Не спасает от парадокса всезнания и более слабое правило С: «если доказуемо Α ⊃ В, то доказуемо □A ⊃□B». Его принятие заставляет считать, что известны все следствия принимаемых утверждений. История науки противоречит такому пониманию явного знания. Может понадобиться огромный период времени, прежде чем все принятые следствия исходных законов научной теории будут получены в явном виде (период нормальной науки, по Т.Куну).

Ясно, что применение этих правил в логике знания должно быть ограничено. Сделать это можно двумя путями (об ограничениях, возникающих на предикатном уровне, см. Модальная логика). Во-первых, можно считать данное научное знание полностью завершенным. Тогда оба правила вывода потеряют свой парадоксальный характер. Во-вторых, можно релятивизировать эпистемический оператор относительно субъекта знания: вместо обычного оператора □ можно писать □а, где а – некоторый субъект познания. Тогда правила вывода будут ограничены областью явного знания субъекта и также утратят парадоксальность.

Развивая это направление дальше, можно ввести в логику знания несколько субъектов познания (напр., субъекта а и субъекта b). В этом случае удается дополнительно выразить рефлексивный характер знания, возможным объектом которого становится знание, принадлежащее другому субъекту. Так, комбинированная эпистемическая модальность □aba означает: а знает, что В знает, что а знает. Такие комбинированные модальности необходимы для создания на базе логики знания логической теории поведения.

Тем не менее развитие логики знания на базе модифицированного исчисления S5 сильно ограничивает потенциальные возможности эпистемической логики. Знание в этом случае понимается как дедуктивная организация выводов из хорошо установленных («истинных») законов. Между тем значительная часть знания построена на свободно выдвигаемых и проверяемых гипотезах, истинность или ложность которых еще не установлена. Если учитывать этот аспект знания, то вместо аксиомной схемы □A ⊃ А следует использовать ее более слабый аналог □A ⊃A и трактовать □ как приемлемость, а · как неотвергаемость эмпирической гипотезы (индуктивные модальности). Правило С теряет в этом случае парадоксальный характер, т.к. приемлемость гипотезы неминуемо влечет в рациональном знании одновременное принятие и всех ее следствий (даже если они и не выражены в явном виде). Одновременно особую важность приобретает эпистемический вариант дедуктивного правила вывода modus tollens.

Еще одно направление в развитии логики знания предполагает реализацию двух важных принципов: 1) объект познания изменяется во времени, причем эти изменения могут быть неожиданными (непредсказуемыми на основе известных законов и прошлого знания); 2) познающий и действующий субъект влияет на поведение объекта знания. Синтаксически такая логика, которую можно назвать «эволюционной логикой знания», основана на принципе положительной (дестабилизирующей) обратной связи и немонотонном переходе от одних совокупностей утверждений к другим. Семантически она основывается на известном предположении Юма о возможном изменении «порядка природы», а также на признании фундаментальной роли ожиданий субъектов в формировании будущей реальности. Такая логика полностью порывает с модальными традициями. В последние десятилетия возрастает интерес к эволюционной логике со стороны информатики и компьютерных дисциплин.


Литература:

1.  McArthur Gregory L. Reasoning about knowledge and belief: a survey. – «Computational Intelligence», 1988, v. 4, № 3.

В.Н.Костюк

 

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать