ЭПИКУРЕИЗМ

ЭПИКУРЕИЗМ – философское учение, созданное Эпикуром и развитое его учениками и последователями – эпикурейцами (οἱ Ἐπικούρειοι); в качестве школьной традиции существовало в период с конца 4 в. до н.э. до середины 3 в. н.э. Для эпикуреизма характерны атомистическая картина мира, отрицание телеологии, провиденциализма и бессмертия души. Эпикурейская утилитаристская этика нередко вульгаризировалась и ошибочно ассоциировалась со стремлением к чувственным наслаждениям.


 
Основанная Эпикуром школа (первоначально в Колофоне, в 310) после перенесения в 306 в Афины получила второе название по месту своего расположения – «Сад». В истории эпикурейской школы выделяют несколько этапов. Ранний, или Древний Сад (кон. 4 – нач. 3 в. до н.э.), связан с деятельностью самого Эпикура и его ближайших учеников Метродора из Лампсака, Полиена, Гермарха, Леонтея, Идоменея, Колота и др. К Среднему Саду (2 – сер. 1 в. до н.э.) относятся Филонид, Аполлодор Афинский, Зенон из Сидона, Деметрий из Лаконии, Диоген из Тарса. Поздний Сад – это римский эпикуреизм. Появление эпикуреизма в Риме было сопряжено с его вульгаризацией, повлекшей за собой гонения на первых эпикурейцев. Алкей и Филиск, явившись незваными в 155 до н.э., были изгнаны за проповедь распущенности (Aelian. Var. hist. 9.12). Гай Амафиний (2-я пол. 2 в. до н.э.) написал первый эпикурейский трактат на латинском языке, в котором примитивизировал этику Эпикура, сведя ее к удовлетворению потребностей тела (Cic. Tusc. disp. 2.37.8, 4.3.67). В сер. 1 в. до н.э. в Кампании возникли эпикурейские кружки: в Неаполе, возглавляемый греком Сироном, в Геркулануме – Филодемом из Гадары. Оба, и Филодем, и Сирон, были учениками Зенона из Сидона, и между их кружками существовали контакты. О связи Лукреция с ними ничего не известно. 1 в. до н.э. – «золотой век» римского эпикуреизма. Среди эпикурейцев были как интересующиеся греческой культурой поэты – Вергилий, Варий, так и известные аристократы, крупные политики, напр. Луций Кальпурний Пизон, Гай Кассий Лонгин, Гай Требаций Теста, Тит Помпоний Аттик. Аскетическая эпикурейская доктрина была смягчена и приспособлена к условиям жизни римских эпикурейцев. Необходимость участия в политической деятельности заставила их отказаться от одного из самых главных принципов классического эпикуреизма – невмешательства в общественные дела. С гибелью республики значение эпикуреизма падает и возрастает влияние на общественное сознание его оппонента – стоицизма. Однако и в императорскую эпоху эпикуреизм имеет большое количество приверженцев, среди которых, к примеру, Плотина, вдова императора Траяна. О популярности эпикуреизма во 2 в. пишет Плиний (Hist. Nat. 35.5). Эпикуреизм получает распространение в восточных провинциях. Об этом свидетельствуют сочинения Лукиана, грандиозный труд Диогена из Эноанды, сведения о существовании эпикурейских школ в Вифинии (М. Азия), Апамее, Антиохии (Сирия), а также эпикурейские эпитафии.


 
Разнообразны формы рецепции эпикуреизма в европейской культуре: от христианизации до вульгарно-социологической интерпретации. Еще Арнобий начал переосмысление эпикуреизма, продолженное Исидором Севильским и, вероятно, представителями Шартрской школы, а затем мыслителями эпохи Возрождения (К.Раймонди, Л.Валлой, Дж.Ванини, Ф.Буонаккорзи, Э.Доле, Ф.Рабле, М.Монтенем и др.). В 17–18 вв. эпикуреизм получает широкое распространение во французской (П.Гассенди, Б.Фонтенель, М.Сен-Эвримон, С. де Бержерак, П.Бейль, Д.Дидро, Ж.Ламетри, П.Марешаль, П.Гольбах) и английской (Ф.Бэкон, У.Чарлстон, Дж.Толанд, Э.Коллинз) философских традициях. Источником первых сведений об эпикуреизме на Руси стала «Пчела» – византийский флорилегий, переведенный на русский язык в кон. 12 – нач. 13 в. История российского эпикуреизма тесно связана с развитием естествознания и материалистической философии в России.


 


 
Литература:
  1. Танхилевич О. Эпикур и эпикуреизм. М., 1926;
  2. Маркс К. Тетради по эпикурейской философии. – Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 40, с. 21–140;
  3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979;
  4. Шахнович М.М. Эпикур и история русского атеизма 18 – начала 20 в. – В сб.: Атеистические традиции русского народа. Л., 1982;
  5. Он же. Эпикур в Древней Руси. – В сб.: Русское православие и атеизм в отечественной истории. Л., 1988;
  6. Guiffrida P. L'epicureismo nella letteratura latina nel 1 secolo a. C., v. 1–2. Torino, 1940–48;
  7. Brun J. L'épicurisme. P., 1959;
  8. Paratore E. L'epicureismo e sua diffusione nel mondo latino. Roma, 1960;
  9. Épicure et épicurisme. Actes de congrès 8-me d'Association G.Bude. P., 1969;
  10. Bollack J., Laks A. (eds.) Études sur l'épicurisme antique. Lille, 1976;
  11. Gigante M. Scetticismo et epicureismo. Napoli, 1981;
  12. Capasso Ì. Studi su Epicuro. La fortuna dell'epicureismo. – ΣΥΖΗΤΗΣIΕ. Studi sull'epicureismo Greco e Romano, v. 2, Rassegne bibliografiche. Napoli, 1982;
  13. Frisher D. The Sculpted Word. Epicureanism and Philosophical Recruitment in Ancient Greece. N. Y., 1982;
  14. Castner С. Prosopography of Roman Epicureans: from the Second Century В. С. to the Second Century A. D. Fr./M., 1988;
  15. Ferguson J. Epicureanism under the Roman empire (rev. and supplem. by J.P.Hershbell), ANRW II 36, 4, 1990, p. 2257–2327;
  16. Gigante M. Das zehnte Buch des Diogenes Laertios: Epikur und der Epikureismus. – Ibid, 36, 6, 1992, p. 4302–4307;
  17. Idem. Cinismo e Epicureismo. Napoli, 1992;
  18. Erler M. Epikur – Die Schule Epikurs – Lukrez. – GGP, Die Philosophie der Antike, Bd. 4: Die hellenistische Philosphie, hrsg. v. H.Flashar, Hbbd. 1. Basel, 1994;
  19. L'epicureismo greco e romano. Atti del Congresso Internationale tenutosi a Napoli, 19–26 maggio, a cura di G.Ginnantoni e M.Gigante. Napoli, 1996.


 
M.M.Шахнович

Рекомендуем прочитать