ЭМПЕДОКЛ

ЭМПЕДОКЛ (Ἐμπεδοκλῆς) из Акраганта (ок. 490 – ок. 430 до н.э.) – древнегреческий философ. По контрасту с Анаксагором (уединенная жизнь ученого, просветительский конфликт с религией) античная биографическая традиция рисует его оратором и государственным деятелем (вождь демократической партии, хотя и аристократ по рождению) и в то же время – врачом и чудотворцем шаманско-знахарского типа. Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о душе в поэмах Эмпедокла находится в полном соответствии с этим образом. Основные его сочинения – две гексаметрические поэмы (высокохудожественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения» (сохранилось ок. 1/10 стихов).

Натурфилософия Эмпедокла – синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и пифагорейского учения о пропорции: 4 традиционные стихии ионийской физики – огонь, воздух, вода и земля получили статус элементов (Эмпедокл называл их «корнями всех вещей»), т.е. несводимых, самотождественных, количественно и качественно неизменяемых субстанций; органические вещества образуются из их сочетания в определенной пропорции. Эмпедокл принял тезис Парменида о невозможности перехода небытия в бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» – лишь неправильно употребляемые имена, за которыми стоит чисто механистическое «соединение» и «разъединение» элементов. Т.к. для обозначения элементов используется мифологический код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида (вода), Гера (земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и персонифицируется как «любовь» и «вражда», или «ненависть». Космогония Эмпедокла, примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отдельный космогонический цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: 1) отдельные члены, не способные соединиться в организм; 2) неудачные соединения членов – монстры; 3) бисексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об Андрогине в «Пире»); 4) полноценные животные с половой дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать «эволюционной», поскольку каждая новая ступень «вырастает из земли».

Наряду с теорией «четырех элементов», которая благодаря ее восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европейской физики до 17 в., большое влияние (в т.ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущений Эмпедокла (для него самого бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Эмпедокла универсальный характер и объясняла также физические и физиологические процессы. Субстратом сознания Эмпедокл считал кровь. В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, ее перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Эмпедокла основателем сицилийской медицинской школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греческой риторики. Ревностным почитателем Эмпедокла в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время – представители романтизма (особенно Гельдерлин).

Фрагменты:

1. DK I, 276–375;

2. Bollack J. Empedocle, t. 1–3. P., 1965–69 (критич. изд. «О природе» и комм.);

3. Zuntz G. Persephone. Oxf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и комм.);

4. The poem of Empedocles, Peri Physeos. Towards a new edition of all the fragments, ed. N.Van der Ben. Amst., 1975;

5. Empedocles: The extant fragments, ed. by M.R.Wright. New Haven, 1981;

6. Лебедев. Фрагменты, с. 330–414.

Литература:

1. Семушкин А.В. Эмпедокл. М., 1985;

2. Kingsley P. Empedocles and his interpreters: the four-element doxography. – «Phronesis» 1994, 39, p. 235–254;

3. Inwood B. The Poem of Empedocles. Toronto, 1992;

4. O`Brien D. Empedocles` cosmic cycle. L.–N. Y., 1969 (лит.);

5. Kranz W. Empedokles. Antike Gestalt und Romantische Neuschöpfung. Ζ., 1949;

6. Long A.A. Empedocles` cosmic cycle in the ’sixties. – Mourelatos A. P.D. The Presocratics. Garden City, 1974, p. 397–425.

А.В.Лебедев

Рекомендуем прочитать