ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. emergo – возникать) – учение об эволюции живого как сумме двух процессов: 1) преобразование прежних свойств (в дарвинизме, ламаркизме и многих др. эволюционных учениях) и 2) редкие акты возникновения чего-то принципиально нового – «эмердженты». Понятие эмерджента ввел английский философ Дж.Г.Луэс (1875). Эмерджентный эволюционизм как натурфилософское учение разработан в 1920-х гг.; основные эмердженты тогдашнего учения: живая клетка, клеточное ядро, половое размножение, нерв, мышление. Французский эколог А.Вандель (1968) видел эмерджент как переход на новый уровень организации. Австрийско-американский философ Э.Янч (1979) истолковал эмерджент как диссипативную структуру термодинамики, чем придал учению конкретный смысл: в достаточно сложном и активном потоке новое просто не может возникать в силу законов физики. Абстрактный биологический механизм эмерджентной эволюции описал английский биохимик и натурфилософ Р.Шелдрейк (1981) на основе своего «принципа формативной причинности»: появление новой материальной формы в природе аналогично появлению новой мысли в мозгу. Философской базой эмерджентного эволюционизма служит логическая невыводимость (новых форм из прежних) в смысле К.Гёделя: мы фиксируем эмерджент всегда, когда описываем высший уровень организации в терминах низшего.

Ю.В.Чайковский

Философские концепции эмерджентной эволюции возникли как попытка примирить принципы механицизма и витализма при объяснении строения и эволюции мира. Главные представители – К.Л.Морган, С.Александер, А.Ф.Н.Уайтхед, П.Тейяр де Шарден, Я.X.Смэтс.

Согласно этой концепции, эволюция происходит скачкообразно, в результате качественных изменений при переходе на новый уровень бытия. Конкретизируя характер и особенности изменений, сторонники учения эмерджентной эволюции различают их по их результатам и выделяют соответственно два типа изменений: первый – те изменения, результаты которых можно предусмотреть априорно, не прибегая к услугам непосредственного опыта, используя математические вычисления на базе исходных элементов. Этот тип изменений называется «результантом». Ко второму типу относятся изменения, не зависящие от исходных элементов, результаты которых невозможно предсказать и которые возможно познать только в непосредственном опыте. Они получили название «эмерджентов».

В соответствии с градацией «эмерджентов», возникающий уровень существования представляет собой условие, «тело» для новой «души» следующего, высшего уровня, который содержит низший в себе, но не порождается им. Называют разное количество этих уровней, от трех (материя, жизнь, психика) до нескольких десятков. Переход от низшего уровня к высшему происходит в результате действия некой движущей силы. У Александера – это непознаваемое стремление к божественному, «низус» (лат. nisus – устремление, порыв), у Уайтхеда – «творческая способность» как «универсальный метафизический принцип перехода от расчлененности к соединению, творящему новую сущность», также не подлежащий объяснению, у Смэтса – принцип целостности.

Ф.Н.Блюхер


Литература:

1. Чайковский Ю.В. Элементы эволюционной диатроники. М., 1990;

2. Alexander S. Space, Time and Deity. L., 1927;

3. Morgan С.L. Emergent Evolution. L., 1927;

4. Whitehead A.N. Process and Reality. N. Y., 1960;

5. Jantsch E. The Self-organizing Universe: Scientific and Human Implication of Emerging Paradigm of Evolution. Oxf.–N. Y., 1980;

 6. Sheldrake R. The Presence of the Past. L., 1994.

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать