ЭЙКЕН

ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (5 января 1846, Аурих – 16 сентября 1926, Иена) – немецкий философ, фихтеанец. Профессор философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1908). Эйкен выступал в 1880-х гг. как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствующего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эйкен стремился создать – в традиции немецкого классического идеализма – концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.

Исходный пункт философии Эйкена – утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абсолютного смысла и ценности. Но, согласно Эйкену, этот высший мир духа, входящий в эмпирический мир души, может быть обнаружен лишь через нравственные усилия, нравственные действия, под которыми он понимает всю духовную деятельность и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологического явления, но и как вечной ценности, которая должна стать высшей действительностью, Эйкен, в отличие от психологического, назвал ноологическим (от греч. νοος – разум, дух). Ноологический метод включает каждое эмпирическое проявление духовной жизни в «целое» духовной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Эйкен не отрицает и психологический метод, но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Эйкен выступает с критикой мировоззрений, жизненных систем (синтагм), которые он считает наиболее распространенными: 1) натурализм, сводящий внутренний мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистические синтагмы с их «бесконфликтным» отношением к миру. Он считает, что необходима новая, религиозная жизненная система – «личностная система», в которой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана «субстанциальным» нравственным началом. Своеобразно развивая христианскую идею преображения космоса и идею богочеловечества (характерную и для русской религиозной философии), Эйкен формулирует задачу участия человечества «в движении вселенной» и достижения «невидимой гармонии мировой жизни...» (Эйкен Р. Смысл и ценность жизни. Харьков, 1911, с. 113) через «существенную согласованность» в духовном творчестве, «самообновление» и «самовозвышение». Однако, обращаясь к религии как к абсолютной духовной жизни, Эйкен критикует ее исторические формы, отрицательно относится к церкви.

В начале 20 в. Эйкен получает широкую известность. В Германии организуется «Эйкеновский союз» (Eucken-Bund). С учением Эйкена знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с проповедническим пафосом и борьбой против «обезличивающей культуры», чем с концепцией «метафизики духа».


Сочинения:
Prolegomen zu Forschungen über Einheit des Geiteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1885;
Die Einheit des Geisteslebens in Bewusstsein und That der Menschheit. Lpz., 1888;
Der Kampf um einen geistigen Lebensinhalt. Lpz., 1896;
Der Wahrheitsgehalt der Religion. Lpz., 1901;
Grundlinien einer neuen Lebensanschauung. Lpz., 1907;
Erkennen und Leben. Lpz., 1912;
Mensch und Welt. Eine Philosophie des Lebens. Lpz., 1918;
Der Sinn und Wert des Lebens, 9 Aufl. Lpz., 1921–22;
Die Lebensanschauungen der grossen Denker, 18 Aufl. В., 1922;
Geistige Strömungen der Gegenwart, 6 Aufl. В., 1922.

Литература:

1. Беляев В.А. Философия Р.Эйкена. СПб., 1912;

2. Блонский П.П. Современная философия, ч. 1–2. М., 1918–22;

3. Kappstein Th. R.Eucken. В., 1909;

4. Hartog A.H. de. R. Eucken. Haarlem, 1909;

5. Boutroux E. R.Eucken`s Kampf um einen neuen Idealismus. Lpz., 1911;

6. Ytussner A. Die Philosophischen Weltanschauungen und ihre Hauptvertreter, Neue Folge, H. 2. Gött., 1921;

7. Siebert O. R. Eucken`s Welt und Lebensanschauung, 4 Fufl. Langensalza, 1926;

8. Becher E. R.Eucken und seine Philosophie. Langensalza, 1927.

А.П.Огурцов

Рекомендуем прочитать