ЭЙДОС

ЭЙДОС (греч. εἶδος, лат forma, этимологическая тождественность русскому «вид») – термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков – (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н.э. (у Геродота 1, 94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду», как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Лу.) – одно из обозначений «атома», собственно «(геометрическая) форма», «фигура». У Платона (наряду с дофилософскими значениями) – синоним термина «идея» (ἰδέα), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, которые к ней причастны (μέθεξις), объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентно) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля эйдос – «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду» (γένος). В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелические эйдосы-формы – имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имманентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) – в душе (псюхе).

В феноменологии Гуссерля эйдосы – чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.


Литература:
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930;
Elase G.F. The Terminology of the Ideas. – «Harvard Studies in Classical Philology», 1936, v. 47, p. 17–55;
Classen С.J. Sprachliche Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens. Münch., 1959;
Sandoz C.I. Les noms grecs de la forme. Bern, 1972.

А.В.Лебедев

Рекомендуем прочитать