ЭБНЕР

ЭБНЕР (Ebner) Фердинанд (1882–1931) – австрийский философ, представитель диалогической философии. Работал учителем в Габитце, около Вены. В отличие от трансцендентализма, который отстаивал существование единого, гомогенного трансцендентального сознания, Эбнер исходит из существования единичного, конкретного человека, который не изолирован, а неотрывен от связи с «Ты». «Я и Ты – это духовные реальности жизни. Развитие следствий из этого и из познания того, что Я существует только в своем отношении к Ты, а не вне его, могло бы, вероятно, поставить философию перед новой задачей» – понять экзистенцию Я из отношения к Ты (Ebner F. Das Wort und die geistige Realität, Gesammeilte Werke, Bd 1. Wien, 1952, S. 25). Это диалогическое отношение «Я» и «Ты» существует благодаря языку. Эбнер в своей философии, называемой им «пневматологией духа», под влиянием И.Гамана, С.Кьеркегора и В.Гумбольдта подчеркивает фундаментальную значимость слова в формировании духовной реальности – вся духовная жизнь в нас обусловлена словом и через слово нацелена опять-таки на отношение к духовному вне нас. Исток языка и слова – Бог, они – откровение Бога человеку. Переход от неповторимой личности к объективному духу Эбнер рассматривал как переход от 2-го грамматического лица к 3-му лицу. Я подобно Богу, что налагает на каждого человека моральную ответственность и долг быть подобным абсолютному Ты.


Сочинения:

1. Die Sinnhaftigkeit des Wortes, Gesammelte Werke, Bd 2. Wien, 1952;

2. Aphorismen und Tagebuchblätter, Gesammelte Werke, Bd 2. Wien, 1952;

3. Zur Grammatik der Existenzialaussage, Gesammelte Werke, Bd 3. Wien, 1952;

4. в рус. пер.: Выдержки из дневника. – В кн.: Философско-литературные штудии, вып. 2. Минск, 1992, с. 366–374;

5. Из записных книжек. – В кн.: Махлин В.Л. Я и Другой (истоки философии «диалога» XX века). СПб., 1995, с. 115–128;

6. Слово и духовные реальности. – В кн.: От Я к Другому. Минск, 1997, с. 28–45.

Рекомендуем прочитать