ЕДИНОСУЩИЕ

ЕДИНОСУЩИЕ (греч. ὁμοούσιος) – богословское понятие, выражающее единство божественной природы (сущности) в Лицах Отца, Сына и Святого Духа. Слово «омоусиос», прежде всего в смысле тождества Сына Отцу по признаку вечности, использовал уже Ориген (в субординационистском истолковании). В 268 на соборе в Антиохии «омоусиос» (единосущный) было отвергнуто в контексте полемики с монархианами как подчеркивающее единство сущности Бога в ущерб реальности трех Лиц. Идея единосущия активно вошла в патристику после I Вселенского Собора в Никее (325), в вероопределение которого «омоусиос» было включено Осием Кордубским и Александром Александрийским при участии Афанасия Александрийского в целях опровержения доктрины Ария (арианства). Не подкрепленное традицией и не пользующееся общим пониманием, понятие «единосущие» встретило сопротивление сторонников Ария и послужило началом т.н. антиникейской реакции на Востоке, породившей позднее в 3-й четверти 4 в. партии «аномеев» (от греч. αν – не и ὅμοιος – подобный), «омиев» (от ὅμοιος) и «омиусиан» (греч. ὁμοιούσιος – подобосущный). Долгое время практически единственным защитником единосущия оставался Афанасий Александрийский. Прояснение и восстановление этого понятия во 2-й пол. 4 в. связано в первую очередь с каппадокийцами, которые показали совместимость учения о подлинной троичности Лиц с учением о единстве Бога. Здесь единосущие стало выражать общность «вечной», «непостижимой», «нетварной» природы, которая не растворяет в себе ипостасных признаков, поскольку основание различий переносится с сущности на ипостась. В таком виде единосущие было подтверждено на II Вселенском Соборе и вошло в Никео-Константинопольский символ веры, повлияв тем самым на дальнейшее развитие православной догматики.


Литература:

1.  Сильвестр (Малеванский), епископ. Догматическое богословие, т. 2. К., 1892, с. 328–351, 372–376, 397–417;

2.  Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви, т. 2. СПб., 1907 (репринт: М., 1994), с. 320–327; т. 4. СПб., 1917 (репринт: М., 1994), с. 25, 36–42;

3.  Деяния Вселенских Соборов, т. 1, 5-е изд. СПб., 1996, с. 7–11, 94–100.

А.В.Михайловский

 

 

Рекомендуем прочитать