ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович

ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович [30 октября (11 ноября) 1821, Москва – 28 января (9 февраля) 1881, Петербург] – русский писатель, публицист, мыслитель. По окончании Петербургского Главного инженерного училища в 1844 вышел в отставку, целиком посвятив себя литературе. Первый роман «Бедные люди», изданный Н.А.Некрасовым (1846), принес Достоевскому известность. Благодаря В.Г.Белинскому и под его влиянием примкнул к просветительски-критическому направлению русской мысли. Став сторонником идей, которые впоследствии называл «теоретическим социализмом» в духе системы Фурье, вступил в 1847 в кружок М.В.Буташевича-Петрашевского. В 1849 был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Смертный приговор был заменен на эшафоте 4-летней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости, затем служил рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 получил разрешение поселиться в Твери, затем в Петербурге. Возвращением Достоевского в большую литературу стал роман «Записки из мертвого дома» (1860–61). Объясняя перемены в своем сознании, он указывал на отказ от просветительской «философии среды», обрекающей человека на пассивность, снимающей с него ответственность за собственные поступки и в конце концов лишающей его свободы. Достоевский становится противником распространения в России универсального, общеевропейского прогрессизма и обращается к идее «почвенничества» совместно со старшим братом Михаилом (ж. «Время», 1861–63; затем «Эпоха», 1864–65). Главное содержание этой идеи выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного» (Полн. собр. соч., т. 21, с. 134). Одновременно Достоевский подверг критике Запад, представляющий, по его мнению, безнравственное общество, подменившее свободу «миллионом» («Зимние заметки о летних впечатлениях», 1863). В Лондоне в 1862 состоялась его встреча с А.И.Герценом. Используя тот же термин, что и Герцен – «русский социализм», Достоевский наполняет его другим, христианским содержанием. Атеистический же социализм, по Достоевскому, принципиально не отличается от буржуазности и потому не может ее заменить. В 1864–72 создает ряд насыщенных философскими идеями произведений – «Записки из подполья» (1864), «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1868), «Подросток» (1871), «Бесы» (1871–72), в которых изложены его религиозная философия, христианская антропология, этика.

Мировоззрение Достоевского – это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования. Достоевский, по оценке Л.Шестова, «двойник Киркегора», но его философия – «выжитая философия» (К.В.Мочульский), т.е. пережитая самим автором, сотканная из жизненных переживаний. Вершина философского творчества Достоевского – роман «Братья Карамазовы» (1879–80), последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В.В.Розанов) о Великом инквизиторе. Она посвящена личности Богочеловека-Христа и теме духовной свободы, противопоставленной материальному благополучию и «порабощению хлебом». Монолог Инквизитора направлен на отрицание Христа, веры в человека, его духовной природы, однако он перерастает в свою противоположность и становится «величайшей в мировой литературе теодицеей» (Мочульский). Философским завещанием Достоевского стала речь о Пушкине, произнесенная 8 июня 1880. Достоевский, веривший во «всемирную отзывчивость» русского человека и считавший ее символом гений Пушкина, настаивал именно на «всечеловечности» русского национального идеала и пояснял, что в нем не заключено никакой враждебности Западу. Речь оказала прямое влияние на формулировку Вл.С.Соловьевым русской идеи. Вопреки распространенному мнению, которое разделял З.Фрейд, Достоевский не был философом пессимизма и отчаяния. Пером Достоевского водила любовь к человеку, любовь более сострадательная, кенотическая, чем эстетическая. В последнем романе Достоевского идея человеколюбия достигает глубины, не виданной ранее в философской мысли: никакая гармония в мире не оправдана, если на ее последний счет будет отнесена хоть одна слезинка невинного ребенка. Каждая человеческая личность уникальна и невосполнима, но реальный человек редко приближается к идеалу Богочеловека-Христа. В человеческой натуре сложным образом переплетены добро и зло, в его действиях много непознаваемого – капризы, своеволие, свободное хотение и т.п. Сложность, двойственность, антиномизм человека сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Нравственные искания Достоевского были неотделимы от его религиозных переживаний, от вопроса о существовании Бога, которым он, по его собственному признанию, «мучился всю жизнь». У Достоевского можно встретить как положительные богословские, так и богоборческие суждения, что заставляет очень взвешенно подходить к оценке «символа веры» писателя. Теодицея Достоевского есть вера в абсолютное добро, недостижимое в этом мире, но достижимое в Царстве Божием. У Достоевского она сопрягается с верой в другие абсолютные идеалы – красоту и любовь. В словах князя Мышкина «красота спасет мир» речь идет именно об абсолютно-положительном, идеальном значении красоты. В жизни же красота выступает, по определению Дмитрия Карамазова, как «страшная и ужасная вещь», когда, стремясь к красоте, человек «начинает с идеала Мадонны и кончает идеалом содомским». По мнению В.В.Зеньковского, Достоевский в конечном счете склонялся к мысли о том, что «не красота спасет мир», но «красоту в мире надо спасать» («Проблема красоты в миросозерцании Достоевского». – В кн.: Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997, с. 278).

Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), передав ей не какую-то систему идей, а, по словам Г.В.Флоровского, «раздвинув и углубив сам метафизический опыт». Творчество Достоевского относится к высшим достижениям русской национальной культуры. Его хронологические рамки (1840–70-е гг.) – время интенсивного развития русской философской мысли, складывания основных идейно-философских течений. Достоевский принял участие в осмыслении главных философских и социальных устремлений своего времени – от социализма до философии всеединства Соловьева и религиозно-философского проекта Η.Φ.Федорова. В советское время философия Достоевского была в течение длительного времени гл. о. объектом критики. Ее изучение возобновилось в 1960-е гг., причем вначале со ссылкой на авторитет западных мыслителей, высоко ценивших Достоевского (Т.Манн, А.Жид, А.Эйнштейн, Ж.-П. Сартр и др.). Литература о Достоевском существует на всех европейских и многих восточных языках.

Сочинения:

1. Полн. собр. соч., т. 1–30. Л., 1972–90.

Литература:

1. Мережковский Д.С. Л.Толстой и Достоевский. Жизнь и творчество, т. 1–2. СПб., 1901–1902;

2. Шестов Л. Достоевский и Ницше. СПб., 1903;

3. Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе Ф.М.Достоевского. СПб., 1906;

4. Бердяев Н.А. Миросозерцание Достоевского. Прага, 1923;

5. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1947;

6. Лосский Н.О. Достоевский и его христианское миропонимание. Нью-Йорк, 1953;

7. Бахтин M.M. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963;

8. Голосовкер Я.Э. Достоевский и Кант. М., 1963;

9. Гус М. Идеи и образы Ф.М.Достоевского. М., 1971;

10. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 в. М, 1989;

11. Померанц Г.С. Открытость бездне. Встречи с Достоевским. М., 1990;

12. Кудрявцев Ю.Г. Три круга Достоевского. М., 1991;

13. О Великом инквизиторе: Достоевский и последующие. М., 1991;

14. Русские эмигранты о Достоевском. СПб., 1994;

15. Gide A. Dostoïevski. P., 1923;

16. Camus A. Le mythe de Sisyphe. P., 1942;

17. Simmons E.J. Dostoevski. L.–N. Y.–Toronto, 1940;

18. Poggioli R. The Phoenix and the Spider. Cambr., 1957;

19. Hingley R. Dostoevsky. His Life and Work. L., 1978;

20. Zweig S. Drei Meister: Balzac, Dickens, Dostojewski. Lpz., 1921;

21. Lauth R. Philosophie Dostojewskis in systematischer Darstellung. Münch., 1950;

22. Cantoni R. Crisi dell`uomo. Il pensiero di Dostoevskij. Mil., 1948;

23. Masaryk T.G. Studie о F.M.Dostojevském. Praha, 1932.

Архивы:

1. РГАЛИ, ф. 212;

2. ИРЛИ, ф. 100, 56;

3. РГБ, ф. 93;

4. ГЛМ, ф. 81.

Μ.Α.Маслин







Рекомендуем прочитать