ДОСОКРАТИКИ

ДОСОКРАТИКИ (нем. Vorsokratiker; франц. Présocratiques; англ. Presocratics) – новоевропейский термин для обозначения ранних греческих философов 6–5 вв. до н.э., а также их ближайших преемников в 4 в. до н.э., не затронутых влиянием аттической «сократической» традиции. Термин укрепился в международной историко-философской практике гл. о. благодаря классическому труду немецкого филолога-классика Г.Дильса (1848–1922) «Фрагменты досократиков» (Die Fragmente der Vorsokratiker, 1903), в котором впервые были с научной полнотой собраны и критически изданы сохранившиеся в виде цитат у позднейших античных авторов фрагменты из утраченных сочинений досократиков, а также доксографические (см. Доксографы) и биографические свидетельства о них. Собрание Дильса объединяет свыше 400 имен (большая часть их остается только именами), в т. ч. софистов, которых, однако, не принято называть «досократиками» (поэтому некоторые авторы предпочитают говорить о «дософистической», а не о «досократической» философии), а также фрагменты предфилософских теокосмогоний (см. Орфизм, Ферекид).

Дильс исходил из античного, широкого значения термина «философия», поэтому «Фрагменты досократиков» включают много материала, который относится к истории математики, медицины и т.д. (вплоть до кулинарного искусства). Философия досократиков развивалась на Востоке – в ионийских городах Малой Азии и на Западе – в греческих колониях Южной Италии и Сицилии; отсюда восходящее к древности разделение на «ионийскую» (Милетская школа и ее последователи) и «италийскую» (пифагореизм и Элейская школа) ветви. В целом для восточной, ионийской, традиции характерны эмпиризм, сенсуализм, интерес к конкретному многообразию чувственного мира, преимущественная ориентация на материально-вещественный аспект мира, оттесненность антропологической и этической проблематики (исключение – Гераклит с его пафосом религиозно-нравственного реформатора); для западной, италийской, традиции – примат рационально-логического начала над чувственным, преимущественный интерес к формальному, числовому и вообще структурному аспекту вещей, первая постановка гносеологических и онтологических проблем в чистом виде, нередко религиозно-эсхатологические интересы. В центре внимания всей философии досократиков – космос, понимаемый – с помощью доминирующего у досократиков метода аналогии – либо биоморфно (см. Гилозоизм), либо техноморфно (см. Демиург), либо социоморфно (Дике), либо – у пифагорейцев – на основе числовых моделей; существенную роль у досократиков продолжают играть унаследованные из донаучной картины мира бинарные оппозиции. Уникальное место среди досократиков в этом смысле занимают Парменид и его школа, впервые отказавшиеся от фольклорно-мифологического наследства – двоичных классификаций и метафорической аналогии – и давшие программный для всей западноевропейской «метафизики» образец чисто логического конструирования бытия. Человек и вообще сфера социального, как правило, не выделяются из общекосмической жизни (противопоставление «природы и закона» – номос и фюсис – впервые было разработано софистами): космос, общество и индивид подчинены действию одних и тех же законов и рассматриваются нередко как изоморфные структуры, зеркально отражающиеся друг в друге (см. Макрокосмос и микрокосмос). Характерным для доплатоновской философии является отсутствие четкого различения «материального» и «идеального».

Внутренний ход развития философии досократиков может быть представлен в следующей формуле: построению космологических систем у раннеионийских мыслителей был положен конец Парменидом и его школой, потребовавшими логико-теоретического обоснования возможности чувственного мира, и прежде всего – движения и множественности; старый гилозоистический космос разложился, выделив в особую категорию «движущую причину» (по определению Аристотеля); в ответ на постулаты Элейской школы возникли более механистические плюралистические системы 5 в. – Эмпедокла, Анаксагора и атомистов (иногда называемые «новоионийскими»), в которых на деанимизированную «материю» были перенесены все признаки элейского неизменного и самотождественного бытия (однако закон сохранения вещества был, по-видимому, еще раньше сформулирован Анаксимандром). Среди досократиков почти не было «профессионалов» (первое исключение – Анаксагор): большинство из них были вовлечены в жизнь полиса и выступали как государственные деятели, основатели колоний, законодатели, флотоводцы и т.д. – прямая противоположность эллинистическому идеалу философа с его принципом «живи незаметно».

Фрагменты:

1. DK, vol. I–III;

2. Colli G. La sapienza greca, v. 1–3. Mil., 1978–80;

3. Kirk G.S., Raven J.E., Schofield M. The Presocratic Philosophers: A Critical History with a Selection of Texts. Cambr., 1983;

4. Маковельский А.О. Досократики, ч. 1–3. Казань, 1914–19;

5. Фрагменты ранних греческих философов, издание подготовил А.В.Лебедев, ч. I: От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М., 1989.

Библиография:

1. The Presocratic Philosophers: An Annotated Bibliography, by Luis E.Navia, 1993.


Литература:

1. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. М., 1963;

2. Кессиди Ф.X. От мифа к логосу. М., 1972;

3. Рожанский И.Д. Развитие естествознания в эпоху античности. М., 1979;

4. Доброхотов А.Л. Учение досократиков о бытии. М., 1980;

5. Богомолов А.С. Диалектический логос. М., 1982;

6. Зайцев А.И. Культурный переворот в Древней Греции VIII–V вв. до н.э. Л., 1985;

7. Lloyd G.E.R. Polarity and analogy. Two types of argumentation in early Greek thought. Cambr., 1966;

8. Fränkel H. Wege und Formen frühgriechischen Denkens. Münch., 1968;

9. Um die Begriffswelt der Vorsokratiker, hrsg. v. H.-G. Gadamer. Darmstadt, 1968;

10. Studies in presocratic philosophy, ed. by D.J.Furley and R.E.Allen, v. 1–2. L., 1970;

11. Guthrie W.К.S. A history of Greek philosophy, v. 1–2. Cambr., 1971;

12. West M.L. Early Greek philosophy and the Orient. Oxf., 1971;

13. Fritz K. v. Grundprobleme der Geschichte der antiken Wissenschaft. В.–N. Y., 1971;

14. Cherniss H. Aristotle`s criticism of presocratic philosophy. N. Y., 1971;

15. The Presocratics. A collection of critical essays, ed. A. P.D.Mourelatos. N. Y., 1974;

16. The Presocratics, ed. E.Hussey. L., 1972;

17. Barnes J. The presocratic philosophers. L., 1982;

18. Idem. The Presocratic Philosophers. L.–Boston, 1982;

19. Mansfeld J. Die Vorsokratiker. Stuttg., 1987;

20. Long A.A. (ed.). The Cambridge Companion to Early Greek Philosophy. Cambr. (Mass.), 1999.

А.В.Лебедев







Рекомендуем прочитать