ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ

ДИОГЕН АПОЛЛОНИЙСКИЙ (Διογένης ὁ Απολλωνιάτης) (неизвестно, из понтийской или критской Аполлонии) (2-я пол. 5 в. до н.э.) – древнегреческий естествоиспытатель и натурфилософ. В 20-х гг. 5 в. до н.э. жил и учил в Афинах – его учение пародировал Аристофан в «Облаках» в 423. По свидетельству Деметрия Фалерского, «был на волосок от смерти в Афинах» (скорее всего – судебный процесс по обвинению в атеизме). В 6 в. н.э. Симпликий держал в руках (утраченный для нас) трактат Диогена «О природе», выписал из него несколько ценных цитат (почти все наши фрагменты); уже Симпликию были недоступны сочинения «Против софистов» (т.е. против философов – словоупотребление 5 в.), «Метеорология» и физиолого-анатомический трактат «О природе человека». Диоген возродил тезис Анаксимена о воздухе-праматери, синтезировав его с учением Анаксагора о космическом «разуме», который он рассматривал не как особую субстанцию, а как имманентное свойство «воздуха», и с концепцией пустого пространства у Левкиппа. В бесконечной левкипповой пустоте, наполненной анаксименовым воздухом, в результате сгущения и разрежения рождаются и распадаются бесчисленные миры, целесообразное устройство которых обеспечивается присутствием в них космического «разума» Анаксагора – такова Вселенная Диогена, казавшаяся Теофрасту (и некоторым современным исследователям) «эклектической». К этому можно добавить мощное влияние Гераклита, Элейской школы и заимствования из космогонии Анаксимандра – и тем не менее правильнее будет говорить об органическом синтезе.

Натурфилософия Диогена – монистическая реакция на плюралистические системы Эмпедокла, Анаксагора и Левкиппа (против которых и был направлен трактат «Против софистов») и гилозоистическая реакция на присущий им всем в большей или меньшей степени механицизм. Доказывая, что четыре элемента Эмпедокла должны быть «тождественны по своей природе», так как иначе они не могли бы переходить друг в друга и взаимодействовать, Диоген фактически формулирует платоновско-аристотелевское понятие бескачественной материи (Аристотель сознавал, что Диоген предвосхитил его теорию субстрата противоположностей, см. «О возникновении и уничтожении» 322b). Отождествляя эту вечно тождественную в своих «инаковениях» (ключевой термин у Диогена) субстанцию с воздухом (который сам по себе лишен качеств), Диоген впервые применяет телеологическую аргументацию, ближе чем кто-либо из досократиков подходя в этом к натурфилософии Платона и Аристотеля: регулярность космических циклов и «наилучшее из всех возможных устройство» мира можно объяснить только разумностью и целесообразной активностью порождающего его начала; между тем из биологии и физиологии известно, что животворящая и мыслительная субстанция – это душа-дыхание-воздух. Воздух – не только генетический, но и управляющий принцип мира: как таковой – он «бог», который «правит». В целом философия природы Диогена ближе всего к традиции Гераклита и стоиков. Его влияние чувствуется в стоической концепции пневмы и «провидения».

Фрагменты:

1. DK II, 51–66;

2. Ionici. Testimonianze e frammenti, ed. Α. Maddalena, Firenze, 1963, p. 244;

3. Лебедев. Фрагменты, ч. 1. М., 1989, с. 540–561.


Литература:

1. Theiler W. Zur Geschichte der teleologischen Naturbetrachtung bis auf Aristoteles. Z.–Lpz., 1925;

2. Jaeger W.W. The theology of the early Greek philosophers. Oxf., 1948;

3. Zafiropulo J. Diogene d`Apollonie. P., 1956;

4. Huffmeier F. Teleologische Weltbetrachtung bei Diogenes von Apollonia? – «Philologus», 1963, 107, p. 131–138;

5. Laks A. Diogène d`Apollonie: La Dernière Cosmologie Présocratique. Lille–P., 1983.

А.В.Лебедев

Рекомендуем прочитать