ДИМИТРИЙ КИДОНИС

ДИМИТРИЙ КИДОНИС (Δημήτριος Κυδώνης) (ок. 1324, Фессалоника – ок. 1398, Крит) – византийский ученый, государственный деятель, переводчик. Став жертвой восстания зилотов в Фессалонике, примкнул в 1347 к императору Иоанну VI Кантакузину, сделавшему его «месадзоном», т.е. фактическим главой «правительства», которым он оставался вплоть до свержения Иоанна Кантакузина в 1354. Политическая карьера Димитрия Кидониса развивалась не менее успешно и при императорах Иоанне V и Мануиле II Палеологах. Он неоднократно бывал в Италии, последовательно отстаивал политику сопротивления османскому завоеванию и альянса с правителями Западной Европы через папское посредничество.

Ученик Нила Кавасилы, написал несколько сочинений, полемизирующих с богословием Григория Паламы. Знал латынь и перевел на греческий сочинения Августина, Фомы Аквинского («Сумма теологии» и др.), Ансельма Кентерберийского, а также «Опровержение Корана» Рикольдо де Монте Кроче. После работы над трактатами Фомы Аквинского стал последователем томизма, использовал его аргументацию в полемике с Паламой. Ок. 1357 принял католичество и поддержал униатское исповедание веры, признанное Иоанном V Палеологом перед папой Урбаном V в Риме в 1369. Последователи Димитрия Кидониса разделяли его пролатинские и томистские симпатии; многие из них стали затем доминиканскими монахами. Перед смертью вновь вернулся в православие. Несмотря на предпочтение, отдаваемое им Аристотелю, он высоко чтил и творения Платона. Его эпистолярное наследие (более 450 писем) содержит философские рассуждения, многочисленные аллюзии на античных философов. Его «Апология» – одна из лучших византийских автобиографий.


Сочинения:

1. MPG, t. 154;

2. Leontsines G., Glykophrydou-Leontsine Α. Δημητρίου Κυδώνη, Θωμᾶ Ακυϊνάτου Σούμα Θεολογικὴ ἐξελληνισθεῖσα. Corpus philosoporum graecorum recentiorum, II. Athenes, 1976–82, t. 15–17;

3. Demetrius Cydones. Correspondance, ed. R.-J.Loenertz. Citta del Vaticano, t. 1–2, 1956–60.


Литература:

1. Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: три очерка. СПб., 1998, с. 20–151;

2. Sandulescu С. Quantum Piatonis doctrina apud Demetrium Cydonem valeat. Romae, 1932;

3. Jugie M. Démétrius Cydonès et la théologie à Byzance aux XIVe et XVe siècles. – «Echos d`Orient», 1928, t. 152.

M.В.Бибиков

Рекомендуем прочитать