ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ

ДЕЛЛА ВОЛЬПЕ (Delia Volpe) Гальвано (24 сентября 1895, Болонья – 13 июля 1968, Рим) – итальянский философ, эстетик, учился в Болонском университете. После возвращения с 1-й мировой войны в декабре 1920 преподавал в лицее историю и философию. С 1929 –доцент истории современной философии Мессинского университета, где преподавал до 1965; руководил Институтом философии, носящим теперь его имя. Первые произведения Делла Вольпе были посвящены анализу философских доктрин Дж.Джентиле и Карлини, формированию гегелевской диалектики и религиозно-мистического учения Мейстера Экхарта. В 1933–35 издал фундаментальный историко-философский труд «Философия опыта Давида Юма» (La filosofia dell`esperienza di D. Hume, v. 1–2, 1933–35). В дальнейшем исследовал проблемы логики, этики, эстетики. В «Основах философии выражения» (Fondamenti di una filosofia dell`espressione, 1936) и в «Кризисе романтической эстетики» (Crisi critica dell`estetica romantica, 1941) поэзия рассматривается как мышление семантически органическое и автономное, а наука, наоборот, как мышление семантически неорганическое и гетерономное; строгий гносеологическо-семантический анализ предлагается распространить и на другие виды искусства. Он публикует «Критику логических принципов» (Critica dei principi logici, 1942) философии Канта, Гегеля, Кроче, Джентиле, «Дискурс о неравенстве» (Discbrso sull`inequaglianza, 1943). Углубляющаяся критика идеализма привела Делла Вольпе к сближению с марксизмом. Он начинает изучать труды Маркса, Энгельса, Ленина, Плеханова, подвергает резкой критике социально-либеральные концепции личности («Марксистская теория человеческого освобождения», La Theoria marxista delTemancipazione humana, 1945; «Коммунистическая свобода», 1946), противопоставляя им марксистскую этику тотального человека («К теории положительного гуманизма», Per la theoria di un umanesimo positivo, 1949). В это же время издается его «Логика как положительная наука» (Logica come scienza positiva, 1950), в которой предпринята попытка преобразования традиционной диалектики в метод исторического материализма. В основополагающем труде «Руссо и Маркс» (Rousseau e Marx, 1957) рассматривает проблемы свободы, демократии, государства и права, отмечая плодотворность учения Руссо о свободе и правах человека. Он разрабатывает марксистскую эстетику и поэтику на конкретном материале произведений театра, кинематографа, поэзии, прозы («Правдоподобие фильма и другие сочинения», Il verosimile filmico е altri scritti di estetica, 1954). В «Критике вкуса» (Critica del gusto, 1960) он дал систематическое изложение эстетики с применением современных методов (гносеологического, антропологического, лингвистического, семантического), сопровождающееся критикой романтической и идеалистической эстетической мысли. Проблемам диалектики посвящены труды «О диалектике» (Rinascita, XIX, п. 19, 15 sept., 1962), «Критика современной идеологии» (Critica dell`ideologia contemporanea, 1967). Философская «школа Делла Вольпе» объединила таких мыслителей, как М.Росси, Н.Меркер, И.Амброджо, У.Черрони, Л.Коллетти и др.


Сочинения:

1. Opera, а cura di Ignazio Ambrogio, vol. 1–6. Roma, 1972–73;

2. в рус. пер. – Критика вкуса, вступит, ст. К.М.Долгова. М., 1979.


Литература:

1. Долгов К.М. Эстетика Гальвано делла Вольпе. – В кн.: Современная прогрессивная эстетическая мысль. М., 1974, с. 149–200;

2. Rossi M. Galvano délia Volpe: délia gnoseologia critica alia logica storica. – «Crilicamarxista», 1968, N4–5, pp. 165–201, N6, pp. 89–124;

3. Merker N. Galvano délia Volpe teoretico del marxismo in Dialectica e sloria, 1972;

4. Ambrogio I. Per una teoria letteraria marxista;

5. Galvano délia Volpe, in: Ideologie e tecniche letterarie. Roma, 1971;

6. Violi C. Galvano délia Volpe. Testiestudi (1922–1977). Messina, 1978.

К.M.Долгов

Рекомендуем прочитать