ДЕБОЛЬСКИЙ

ДЕБОЛЬСКИЙ Николай Григорьевич [16 (28) ноября 1842, Петербург – 26 февраля 1918, там же] – русский философ и педагог. Родился в семье священника и богослова Г.С.Дебольского. Учился в Горном институте и Петербургском университете, окончив последний со степенью кандидата естественных наук. Читал лекции по педагогике на Высших педагогических курсах, в Петербургской духовной академии (1882–87) вел курсы метафизики, логики и психологии. Один из основателей Петербургского философского общества (1897). Переводчик на русский язык «Науки логики» Гегеля (ч. 1–2, 1916). Кроме того, ему принадлежат перевод «Руководства к воспитанию и учению» Ф.Бенеке, серия статей для «Педагогического сборника военно-учебных заведений» («Обзор русских переводных философских сочинений, имеющих связь с вопросами педагогики», «Психология Герберта Спенсера», «Очерк истории новой английской философии», «Немецкая философия за последние 50 лет», «Философские основы нравственного воспитания», «Вопрос о происхождении человека»), статьи для периодического издания «Семья и школа». Наиболее полно собственное философское миросозерцание выразил в трактате «Философия феноменального формализма» (в. 1–2, 1892–95), где делается вывод о принципиальном различии между божественным абсолютным духом, углубленным в содержание бытия, познающим объекты в себе, и ограниченным умом человека, получающим доступ только лишь к формальной стороне абсолютного духа, посредством чего и обретающим способность к пониманию явлений. Несмотря на репутацию русского гегельянца (статья «Логика Гегеля в ее историческом основании» в «Журнал министерства народного просвещения», 1912, № 8; книга «О диалектическом методе», 1872), в содержательном плане философское учение Дебольского тяготело более к Канту. Философия бывает либо эмпирической, либо метаэмпирической. В последнем случае возможен или метафизический реализм (первую причину характеризуют признаками, взятыми из содержания нашего познания), или формализм (когда руководствуются одними логическими формами). Последний выражается в различных формах: критический формализм Канта, субъективный формализм Фихте, абсолютный формализм Гегеля. Завершением философского творчества Дебольского была статья «Безусловный скептицизм как средство оздоровления философии» («Журнал министерства народного просвещения», 1914, № 1–4). Безусловный скептицизм, сомневающийся даже в собственном сомнении, является, по Дебольскому, освобождением мысли от всяческого догматизма, который стоит на пути новой философии. Источник такого скептицизма коренится в том, что познание как акт сознания может иметь своим предметом только отдельные состояния последнего. В своих эстетических взглядах близок к Гегелю. Прекрасное понимает как сверхчувственную реальность, выраженную в чувственном образе. 

Сочинения:

1. Введение в учение о познании. СПб., 1870;

2. Философия будущего. Соображение о ее начале, предмете, методе и системе. СПб., 1882;

3. Лекции по метафизике. СПб., 1884;

4. О высшем благе, или О верховной цели нравственной деятельности. СПб., 1886;

5. Понятие красоты. – «Журнал министерства народного просвещения», 1898, № 8;

6. Об этическом идеале. – «Вопросы философии и психологии», 1900, ноябрь-декабрь.

Литература:

1. Асмус В.Ф. Консервативное гегельянство второй половины 19 в. – В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974;

2. Зеньковский В.В. История русской философии. Л., 1991, т. 2, ч. 1;

3. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991;

4. Абрамов А.И. Кант в русской духовно-академической философии. – В кн.: Кант и философия в России. М., 1994.

А.И.Абрамов 

Рекомендуем прочитать