ЧЖУН ЮН

«ЧЖУН ЮН» («Срединное и неизменное», «Срединность и постоянство») – памятник конфуцианства, создан ок. 3 в. до н.э., в 12 в. вошел в состав канонического «Четверокнижия» («Сы шу») наряду с «Да сюэ», «Лунь юй» и «Мэн-цзы». Первоначально представлял собой часть канона «Ли цзи». Название восходит к высказыванию Конфуция: «Срединное и неизменное – это то, благодаря чему осуществляется благодать/добродетель (дэ), доведение ее до совершенства» («Лунь юй», VI, 27). В «Чжун юне» соответствующий термин предстает качеством «благородного мужа» (цзюнь цзы), способом реализации изначального совершенства человека в его поведении по отношению к миру, преодоления любой односторонности и пристрастности, достижения «высшей искренности» (чжи чэн, см. Чэн), благодаря которой человек «уподобляется духу» (см. Шэнь) и «становится в триаду с Небом и Землей» (см. Тянь). В последующих комментариях к «Чжун юну» и «Лунь юю» понятие «чжун» («середина», «центральный») толковалось как исключительная «правота», «правильность» (чжэн), «срединная гармония» (чжун хэ), а «юн» (современное «обычный», «заурядный») – как «использование» (юн) «срединности» для гармонизирующего воздействия на мир и общество или как «постоянство», имманентное «постоянному дао». Основоположники неоконфуцианства Чэн И и Чэн Хао объясняли понятие «чжун» как «не имеющее отклонений», «юн» – как «не имеющее перемен (изменений)»; «обладающий срединностью в Поднебесной выправляет дао-путь, обладающий неизменностью в Поднебесной утверждает принципы» (см. Ли-принцил) («И шу», цзюань 7).


Литература:

1. Древнекитайская философия, т. 2. М., 1973, с. 119–36 (пер. В.Г.Бурова);

2. Мартынов А.С. «Искренность» мудреца, благородного мужа, императора. – В кн.: Из истории традиционной китайской идеологии. М., 1984.

А.Г.Юркевич

Рекомендуем прочитать