ЧАРВАКА

ЧАРВАКА (санскр. cārvāka) – материалистическая система индийской философии, которую по традиции возводят к мудрецу Брихаспати. Возможно, это и имеет какие-то основания, ибо в «Артхашастре» с этим именем соотносится школа, отрицающая (в отличие от других) за Тремя Ведами статус дисциплины знания, т.к., по мнению ее представителей, учение о них «для знающего житейский обиход только оболочка» (I.2). Начальные корни чарваки – материалистические учения шраманской эпохи (см. Аджита Кесакамбали). В классический период индийской философии чарвака отождествляется с lokāyata (о причинах этой идентификации см. Локаятики). Собственные тексты чарваки до нас не дошли: надежды возлагались на трактат Джаярши «Таттвопаплавасинxa» (7 в.), который оказался все же скорее скептическим, чем материалистическим. Основные источники по чарваке – посвященные ей главы компендиумов, излагавших основоположения всех систем своего времени: джайнская «Шаддаршана-самуччая» (гл. 7), ведантийские «Сарвадаршанасиддхантасанграха» (гл. 1) и «Сарвадаршанасанграха» (гл. 1). Воззрения чарваки отличались цельностью, но не сложностью. Единственный достоверный источник знания – чувственное восприятие (на умозаключение полагаться не следует). Индивид есть единство четырех материальных элементов (земля, вода, огонь, ветер), которые, соединившись особым образом, производят сознание, подобно тому как из некоторых ингредиентов образуется алкогольный напиток (принципиальный недостаток этой аналогии в том, что указанные ингредиенты уже составляются носителем разума). Из этого следует, что сознание исчезает после разрушения тела, а потому единственная цель существования – земные радости, воздаяния за дела – выдумка, религиозные обряды – эксплуатация предрассудков, а священные тексты – средство обогащения жрецов.

В.К.Шохин

Рекомендуем прочитать