ЧАРАКА-САМХИТА

«ЧАРАКА-САМХИТА» (санскр. «Carakasaṃhitā») – трактат по медицине (аюрведа), начальные истоки которой восходят еще к магическим представлениям и практике ведийской эпохи. Ядро «Чарака-самхиты», приписываемой лейб-медику при дворе кушанского царя Канишки – Чараке, последователю североиндийской медицинской школы Таксилы (французский индолог Ж.Фийоза приводил буддийские предания, связанные с таксильской медицинской традицией), основавшему затем свою школу, сложилось, вероятно, ок. 2 в. Чарака рассматривает свое произведение как переработку наследия его предшественника Агнивеши. В 8–9 вв. текст был отредактирован и дописан кашмирцем Дридхабалой.

Текст «Чарака-самхиты» представляет собой обширный свод текстов, написанных на классическом санскрите прозой с мнемоническими стихами, в восьми книгах (стхана), которые делятся на главы. Книга I – пролегомены к изложению конкретных предметов медицинской науки. Во введении рассматривается сама «наука долгожигельства» (значение слова «аюрведа»), в первой четверице глав – правила гигиены, затем четыре основания терапии, понятие болезни и ее четыре модуса (в контексте исцелимости), цели человеческой жизни как таковые, функционирование в теле космических элементов, диететика и ряд других тем. По наблюдению немецкого индолога А.Вецлера, предлагаемая здесь квадрилемма «болезнь – ее причина – терапия – средства терапии» воспроизводит четыре благородные истины в буддизме – о страдании, его причине, его устранении и средствах последнего. В книге II исследуются причины основных болезней: лихорадки, опухолей, болезней крови, мочевого пузыря, кожных, истощения, помешательства и эпилепсии. Книга III включает главы по процессу обучения медика теории аргументации, применявшейся в дискуссиях медицинских школ, кровеносным сосудам, диагностике и многому другому. Более цельная книга IV учение о человеке, эмбриология, анатомия, акушерство, а также детальный разбор составляющих индивида, при котором с позиций философии санкхьи проводится разграничение проявлений духовного (Пуруша) и материального (Пракрити) первоначал. Книга V посвящена органам чувств (индрии) в связи с их заболеваниями – начиная с глухоты и завершая галлюцинациями (болезни ума-манаса, также причисляемого к индриям) и диагностикой; здесь же перечисляются симптомы близкой кончины пациента. Книга VI, посвященная терапии (чикитса), наиболее объемная вследствие детального рассмотрения стратегии лечения всех основных болезней, перечисленных во второй книге. В фармакологической книге VII описываются отвары лечебных растений, лекарства, приготовленные из различных веществ. Книга VIII практически воспроизводит содержание предыдущих; в ней наиболее подробно расписано приготовление жидких лекарств.

Чарака систематизирует представления ведийской эпохи о целительных функциях богов, предписывая помимо лекарств и соответствующие мантры. Обращение к дуалистической доктрине санкхьи позволяет понять его заботу о духовном начале: следует более всего опасаться грез, во время которых оно может покинуть тело. Французский исследователь Ж.Варенн правомерно говорит о гиппократовском характере отраженной в «Чарака-самхите» этики. Книга III содержит описание религиозной церемонии окончания учебы: будущий врач обещает хранить в тайне профессиональные секреты, трудиться только ради пациентов, не разглашать их болезней, не участвовать в приготовлении ядов (даже если ему повелит это царь) и быть по жизни образцом для других.

Значительный интерес представляет помещенный в текст учебник по теории аргументации (III, 8, § 27–63), состоящий из теоретической части (половина включенных в нее топиков пересекается с категориями ньяи) и практических рекомендаций профессиональному диспутанту (среди которых нередки примеры «полемического макиавеллизма»). Параграф «Науки диспута» позволяет реконструировать начальные стадии теории аргументации найяиков (другие топики в нем заимствованы из категориальной системы вайшеишки), в частности разработку семичленного силлогизма (см. Аваява) – к пяти членам добавляются обоснования тезиса пропонента и антитезиса оппонента, – в котором можно видеть попытку дальнейшей риторизации индийской логики, в известной мере преодоленной в «Ньяя-сутрах», составитель которой «догматизировал» начальную, пятичленную форму силлогистического умозаключения.


Издания:

1. The Charakasaṃhitā of Agniveśa Revised by Charaka and Dridhabala, ed. by Sāhitya’ Āyurvedācharya Pandit Tārādatta Patna, pt. I. Benares, 1937.


Литература:

1. Бонгард-Левин Г.M. Древнеиндийская цивилизация. M., 1993;

2. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.

В.К.Шохин

Рекомендуем прочитать