ЦЕЛЛЕР

ЦЕЛЛЕР (Zeller) Эдуард (22 января 1814, Клейнботвар – март 1908, Берлин) – историк философии и протестантский теолог. Известен прежде всего как автор основополагающего и долгое время нормативного для европейской науки об античности труда «Философия греков в ее историческом развитии» (3 т. в 6 кн.), а также «Очерка истории греческой философии» (1883) – популярного сокращения первого сочинения. Закончил евангелическую гимназию в Маульбронне (1831), затем Тюбингенскую семинарию (1835) и университет (1840). Основные этапы профессиональной карьеры: приват-доцент в Тюбингене (1840), профессор теологии в Бонне (1847), профессор философии в Марбурге (1847; после того, как из-за конфликта с ортодоксальными протестантскими кругами оставил кафедру в Бонне); с 1862 – профессор философии в Гейдельберге, с 1872 – в Берлине; в 1895 вышел в отставку.

Как теолог Целлер занимался источниковедческими проблемами раннего христианства, был близок к т.н. Тюбингенской школе Ф.X.Баура–Д.Ф.Штрауса, разрабатывавшей под влиянием философии истории Гегеля методику исторической критики Евангелий и заложившей основы современных исследований в области истории Церкви. С 1842 по 1857 совместно со своим учителем и тестем Бауром – редактор и издатель «Теологического ежегодника». Наиболее значительные труды: «История христианской церкви» (1847), «Теологическая система Цвингли» (1853), «Апостольская история: содержание и происхождение» (1854), «Государство и церковь» (1873).

«Философию греков», основной историко-философский труд, Целлер создавал, опираясь на достижения своих предшественников (Шлейермахера, Риттера, Брандиса, Гегеля) и вместе с тем критикуя их. В частности, он отмечал у Шлейермахера историзм интерпретаций и переводы Платона, но в то же время необъективный подход к Аристотелю; у Риттера – недостаток исторического чутья; у Брандиса – масштабность замысла, детальность исполнения, но и бессистемность изложения; у Гегеля – системность, органическое понимание истории, трактовку философских взглядов атомистов, софистов, Сократа, Аристотеля и принципиальное отождествление исторического и логического. Целлер прежде всего был нацелен на исследование источников, его интерпретации всегда подкреплены обильными цитатами, его обобщения никогда не опережают фактов – все это до сих пор поддерживает его труд на должной высоте. Принятое им деление истории античной философии на три периода – от древних ионийцев до Сократа (1-й том); Сократ, Платон и Аристотель и их последователи (2-й том); философия 3–2 вв., эклектизм, неоплатонизм (3-й том) – было воспринято историками философии и послужило базой для дальнейших разработок уже отдельных периодов (ср. «Досократики» Г.Дильса). В последующем были преодолены некоторые методологически неверные установки Целлера, в частности его несправедливая оценка постаристотелевской философии как периода «упадка» (гегелевский «антитезис» к периоду классики), и восстановлено самостоятельное значение философии эллинизма (в первую очередь стоицизма). Круг интересов Целлера как историка философии не был ограничен античностью; в частности, он был автором «Истории немецкой философии от Лейбница» (1873).


Сочинения:

1. Platonische Studien. Tüb., 1969 (repr. Amst., 1969);

2. Die Philosophie der Griechen in ihrer geschichtlichen Entwiklung. 3 Teile in 6 Bd. Lpz., 1879–1922 (3–6 Aufl.), in neuer Bearb. v. W.Nestle, 1920. Darmstadt, 1963 (reprint);

3. Geschichte der deutschen Philosophie seit Leibnitz. Lpz., 1873;

4. Grundriss der Geschichte der griechischen Philosophie, 9 Aufl., bearb. v. F.Lortzing. Lpz., 1908;

5. Kleine Shriften, hrsg. v. O.Lenze, Bd. I–III, 1911;

6. рус. пер.: Очерк истории греческой философии, пер. С.Л.Франка. М., 1912 (переизд. М., 1996).

М.А.Солопова

Рекомендуем прочитать