БУХАРЕВ

БУХАРЕВ Александр Матвеевич (в монашестве архимандрит Феодор) [1824, с. Федоровское Тверской губ. – 2 (14) апреля 1871, Переславль-Залесский] – русский богослов, религиозный писатель, критик. В 1846 закончил Московскую духовную академию, незадолго до выпуска был пострижен в монахи и рукоположен во священника. Преподавал в этой же академии. С 1853 архимандрит. Через священника Ф.Голубинского познакомился с немецкой философией и теософией. Испытал влияние Белинского, философские идеи которого переводил «на иное основание», т.е. воспринимал через Христа. Книга Бухарева «О православии в отношении к современности» (СПб., 1860) послужила поводом для обвинения его в уклонении от руководства церкви и гегельянстве. Бухареву пришлось оставить пост цензора духовных книг (занимал с 1858), а после запрещения Синодом многолетнего труда «Исследование Апокалипсиса» (1862; издан в Сергиеве Посаде в 1916) сложить с себя сан и монашеские обеты. До самой смерти семья его жила в крайней бедности. В центре системы Бухарева – представление об искупительной любви Христа, принявшего на себя через вочеловечение и страдания все грехи рода человеческого как в прошлом, так и в настоящем и будущем. Он настаивает на том, что главное в христианстве – жертва Христа во имя мира и человека, а не жертва человека и мира во имя Бога. Рассуждая о тайне Боговоплошения, Бухарев пытается приложить к ней философские приемы исследования. По его мнению, человеческий ум, философия, науки, искусства должны быть «возвращены» Христу: в этом смысле мир, современность должны стать воплощением духа Христова. Богословской позицией Бухарева объясняется и его интерес к светской культуре: он посвящает статьи разбору романов Н.Г.Чернышевского, И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского, полотна А.А.Иванова «Явление Христа народу», светских и духовных журналов. По оценке Г.В.Флоровского, основным в мировоззрении Бухарева было «очень яркое переживание совершившегося спасения», ощущение возможности скорого преодоления греха, что влекло за собой «несдержанный оптимизм, радость примирения» (Пути русского богословия. Париж, 1937, с. 348). Оправдание Бухаревым мира и светского творчества, идея воцерковления жизни оказали влияние на религиозно-философскую мысль России начала 20 в. (Розанов, Бердяев, Флоренский).


Сочинения:

1.  Три письма к Н.В.Гоголю, писанные в 1848 г. СПб., 1860;

2.  О современных духовных потребностях мысли и жизни, особенно русской. М., 1865;

3.  О духовных потребностях жизни. М., 1991.


Литература:

1.   Архимандрит Феодор (А.М.Бухарев): Pro et contra... Антология. СПб.,  1997;

2.  Знаменский П.В.  Богословская полемика 1860-х гг. об отношении православия к современной жизни. Казань, 1902.

А.П.Козырев

 

 

Рекомендуем прочитать