БРЭДЛИ

БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30 января 1846, Клапем – 18 сентября 1924, Оксфорд) – британский философ, ведущий представитель школы абсолютного идеализма. Преподавал в Оксфордском университете. Свое этическое учение разрабатывал в связи с критикой утилитаристской и кантианской этики. Истоки морали он видел в стремлении людей к гармонии и единству. Цель человеческой жизни, по Брэдли, заключается в «самореализации» в бесконечной и всеохватывающей целостности. Одними из этапов «самореализации» оказываются религия (соединение в вере конечного и бесконечного) и государство. В познании, согласно Брэдли, нам всегда дано нечто универсальное, поэтому простое описание изолированных фактов принципиально невозможно, а анализ как таковой не ведет к истине. Любой факт связан «внутренним», существенным образом (в т.ч. и каузально) со всеми другими фактами. Позиция Брэдли основывается на абсолютизации необходимых отношений и игнорировании тех отношений, которые выступают в качестве «внешних» и не определяют сущностный характер вещей и процессов. Брэдли критиковал понятия традиционной формальной логики, прежде всего понятия «суждения» и «умозаключения», считая их в общепринятой трактовке бессодержательными, и противопоставлял им иррационалистически истолкованные идеи гегелевской диалектической логики. При этом из диалектики исключались идея развития и закон единства и борьбы противоположностей; диалектическое противоречие было заменено «дополнительностью» противоположных сторон, достигаемой в сознании, которое стремится к максимальной целостности. Брэдли фактически сводит контрадикторные логические отношения к контрарным. Он также явился одним из первых критиков «психологизма» в логике, считая, что вопрос  об  эмпирическом  происхождении  понятий  не должен интересовать логику. В метафизике Брэдли самопротиворечивость объекта или свойства рассматривается как показатель нереальности, что придает его идеалистической диалектике негативный характер. Используя ряд сложных аргументов, Брэдли вначале доказывает противоречивость понятий времени, пространства, причинности, энергии, чувственных качеств, личности, которые переводятся им в сферу видимости. Затем он рисует картину «истинной», «неизменной», «непротиворечивой» и «гармоничной» реальности – Абсолюта, в который входят все явления, различающиеся лишь по степени своей относительной целостности. Последней в наибольшей мере обладают явления сознания и образы различных религий, а в наименьшей – материальные объекты и физические процессы. Абсолют – это бесконечный опыт. Он сверхличен и потому его нельзя называть Богом. Подлинная реальность не может быть областью деятельности рационального мышления, которое, по мнению Брэдли, способно лишь к установлению отношений и расчленению целого; реальность постигается в мистическом переживании непосредственного опыта, в котором совпадают объективное и субъективное. Отношения как таковые, по Брэдли, невозможны вне тотальности, субстанциального целого. В нач. 20 в. учение Брэдли и других представителей абсолютного идеализма было подвергнуто критике неореалистами и ранними представителями аналитической философии.


Сочинения:

1.  Арреаrеnсе and Reality. L., 1893;

2.  The Principles of Logic. L., 1922;

3.  Essays on Truth and Reality. Oxf., 1962;

4.  Ethical Studies. Oxf., 1962.


Литература:

1.  Геффдинг Г. Современные философы. СПб., 1907, с. 58–70;

2.  Квитко Д.Ю. Очерки современной англо-американской философии. М., 1936, с. 3–53;

3.  Хилл Т.И. Современные теории познания. М., 1965, гл. 2;

4.  Киссель М.А. Учение о диалектике в буржуазной философии XX в. Л., 1970, с. 13–23;

5.  Богомолов А.С. Английская буржуазная философия XX в. М., 1973, гл. 2;

6.  Church R.W. Bradley’s Dialectic. L., 1942;

7.  Wollheim R. Bradley. Harmondsworth, 1959;

8.  Eliot T.S. Knowledge and Experience in the Philosophy of F.H.Bradley. L. – N.Y., 1964;

9.  Airaksinen T. The Ontological Criteria of Reality. Turku, 1975;

10. Manser Α., Stock G. (eds.). The Philosophy of F.H.Bradley. Oxf., 1984.

А.Ф.Грязнов 

Рекомендуем прочитать