БОЛЬНОВ

БОЛЬНОВ (Bollnow) Отто Фридрих (14 марта1903, Штеттин – 7 февраля 1991, Тюбинген) – немецкий философ, педагог, продолживший традиции философии жизни. Начинал как физик, защитив в 1925 диссертацию у М.Борна, затем обратился к философии, став учеником Г.Ноля и Г.Миша, после 1927 – М.Хайдеггера. Испытал влияние Гамана, Гердера, Гёте, Песталоцци, Дильтея. В 1953–70 профессор в Тюбингене. В 1983–91 – один из соиздателей «Дильтеевского ежегодника» (Dilthey-Jahrbuch). Автор работ по проблемам философской антропологии, этики, философии жизни, экзистенциальной философии. В 1950–60 Больнов обратился к проблемам философской герменевтики.

В первом наиболее значительном произведении – монографии о Дильтее (Dilthey. Eine Einführung in seine Philosophie. Lpz., 1936) Больнов попытался изложить идеи Миша, а также показать развитие философии жизни после Дильтея. Он считает устаревшим противопоставление «естественных» и «гуманитарных» наук (Natur- und Geisteswissenschaften): развитие физики нач. 20 в. показало возможность применения понятий, разработанных в гуманитарных науках, в науках о жизни в естествознании. Для более адекватной трактовки проблемы возникновения нового опыта, модифицирующего имеющееся у человека целостное понимание мира – «предпонимание», Больнов предлагает дополнить дихотомию Хайдеггера «подручное» – «наличное» (см. Бытие-в-мире) третьим моментом – качествами говорящего с нами мира: вслед за Мишем и Гёте Больнов полагает, что мир и его вещи обращаются к нам (sprechen zu uns), обладая «направленной к нам» значимостью. В ряде работ он анализировал отдельные феномены человеческой жизни (благодарность, ирония, надежда, страх, стыд, отчаяние, уважение). В «Добродетели надежды» (Tugend der Hoffnung, 1953) он полемизировал с «Принципом надежды» Э.Блоха, считая, что последний излишне опирался на возможности человека и его доверие к собственным силам. В педагогических трудах Больнов исходил из невозможности целостного образа человека (такой образ был бы возможен только при взгляде на отдельные аспекты человеческого бытия «извне»). В силу этого наставник не должен заниматься воспитанием, имея перед собой некую «цель» или «образец»: утверждаемый Больновым принцип диалогического общения не предопределяет, что человек есть и чем может стать. Заблуждения и ошибки человека – не случайность, а выражение фундаментальной его черты, неизменного падения в то, что Хайдеггер называл «неподлинностью». В философии образования Больнов исходил из понятия «педагогического отношения», осуществляя антропологический поворот в педагогике.

Больнов сформулировал различие между философской герменевтикой и герменевтической философией (к ней он относил «Истину и метод» Гадамера), понимая последнюю как деятельность по созданию общего герменевтического метода, интерпретирующего действительность жизненного мира в целом; герменевтическая философия исходит из того, что в нашей жизни уже изначально всегда присутствует понимание ее самой и мира.


Сочинения:

1. Dilthey. Lpz., 1936, 4 Aufl. Schaffhausen, 1980;

2. Existenzphilosophie. Stuttg., 1943, 8 Aufl., 1978;

3. Rilke. Stuttg., 1951, 2 Aufl. 1955;

4. Die Lebensphilosophie. B. – Gött. – Hdlb., 1958;

5. Philosophie der Erkenntnis, Bd. 1–2. Stuttg., 1970–75;

6. Die pädagogische Atmosphäre. Hdlb, 1964, 4 Aufl., 1970;

7. Studien zur Hermeneutik, Bd. 1–2. Freiburg – Münch., 1982–83.


Литература:

1. O.-F.Bollnow im Gespräch. Freiburg – Münch., 1983.

И.А.Михайлов

 

 

Рекомендуем прочитать