БОЛЬЦАНО

БОЛЬЦАНО Бернард (Bolzano Bernard) (5 октября 1781, Прага – 18 декабря 1848, там же) – чешский просветитель-гуманист, теолог, философ и математик; член Чешского королевского общества наук (1815). Окончил философский (1800) и теологический (1805) факультеты Пражского университета, где занимал (1805–20) кафедру философии религии, избирался деканом философского факультета. Уволенный за «пропаганду свободомыслия» и лишенный права публичных выступлений, Больцано последние годы жизни отдал научным занятиям в области логики и математики. Его главное логико-философское сочинение – «Наукоучение, попытка всестороннего, большей частью нового изложения логики с параллельным ретроспективным вниманием к прежним авторам...» (Зульцбах, 1837) – обширный четырехтомный труд по методологии точных наук, логике и теории познания. Гносеология Больцано рационалистична, а для его онтологии характерно сочетание динамического атомизма (простые субстанции, взаимодействуя, непрерывно изменяются) и платонизма (учение об «истинах в себе»). Являясь противником психологизма в логике, Больцано разграничивал логическое содержание как объективную «материю» предложений (архетип всех прошлых, настоящих и будущих логически правильных суждений и умозаключений) от психологического акта суждения как мыслительного процесса. Логическому содержанию предложений – суждениям в собственном смысле (Sätze an sich) он приписывал идеальное существование и в этой связи различал два вида объективного существования: реальное – «непосредственно данное» (во времени и пространстве) и нереальное, но возможное – существование «в себе» (позднее эти идеи Больцано вошли в качестве основных в феноменологию). Тавтологичность (тождественную истинность) законов логических Больцано выделял из более общего понятия аналитичности, а логическое следование (Ableitbarkeit) определял через «общезначимость в моделях», т.е. как некоторое семантическое отношение посылок и заключений к «действительности». Работая над техникой доказательств в математическом анализе, Больцано дал некоторые образцы теоретико-множественных рассуждений (теорема о предельной точке, понятие о сходимости ряда и др.). В «Парадоксах бесконечного» (1851, рус. пер.: Одесса, 1911) он еще до Г.Кантора начал исследования бесконечных множеств, отстаивая, вслед за Лейбницем, объективность актуально-бесконечного (см. Абстракция актуальной бесконечности).

В социальной этике Больцано защищал идеи равенства и прогресса, пытался разрешить дилемму между совестью и гражданским долгом. Принцип всеобщего блага Больцано утверждал в качестве высшего морального основоположения («О наилучшем государстве» – О nejlepšim státě..., 1832).


Сочинения:

1. Wissenschaftslehre..., Bd. 1–4, 2 ed. Lpz., 1929–31;

2. Was ist Philosophie? Wien, 1849;

3. Mathematische und philosophische Schriften 1810–16, Bd. 1. Stuttg. – Bad-Cannstadt, 1977.


Литература:

1. Нуцубидзе Ш. Больцано и теория науки. – «Вопросы философии и психологии», кн. 116–117. М., 1913;

2. Кольман Э.Б. Бернард Больцано. М., 1955;

3. Фёдоров Б.И. Логика Бернарда Больцано. Л., 1980;

4. Колядко В.И. Бернард Больцано. М., 1982;

5. Lebensbeschreibung des Dr. В.Bolzano mit einigen seiner ungedruckten Aufsätze und dem Bildnisse des Verfassers, eingeleitet und erläutert vom Herausgeber. Sulzbach, 1836 (автобиография);

6. Molitor A. Bernard Bolzano: Wissenschaft und Weltbild. W., 1949;

7. Scholz H. Wissenschaftslehre Bolzano. – «Archiv für Philosophie», 1956;

8. Berg J. Bolzanoʼs Logic. Stockh., 1962;

9. Winter E. B. Bolzano. Ein Lebensbild. Stuttg. – Bad-Cannstadt, 1969;

10.  Bolzano-Symposium. Bolzano als Logiker. W., 1974;

11.  Louzil J. Bolzano. Studie z ukazami z dila. Pracha, 1978.

Μ.Μ.Новосёлов

 

 

Рекомендуем прочитать