БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО

БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО – религиозно-философское и идеологическое течение, возникшее в русской социал-демократии после революции 1905–07. Репрессивная политика царизма и распад массовых движений в обществе оживили интерес к религиозно-нравственным проблемам. Среди либеральной интеллигенции распространилось богоискательство – своего рода протест против официального православия и церкви, терявших авторитет из-за их связи с государством. Интерес к религии усилился и в рабочих слоях, и среди социал-демократов, многие из которых стремились по-новому осмыслить социалистические идеалы, придав им религиозную окраску. Вчерашние революционеры и атеисты, в отличие от «богоискателей», попытались обосновать богостроительство, подразумевая под этим создание (ибо «богов не ищут, их создают») новых сверхиндивидуальных объектов религиозного «поклонения». Таковы, по мнению богостроителей (Базаров, Горький, Луначарский, Юшкевич и др.), вполне рационально толкуемые марксизмом «природа-космос», «труд», «техника», «коллектив», «творчество». Больше всех писавший о «богосочинительстве» Луначарский увидел в теории научного социализма «пятую великую религию, формулированную иудейством» (Религия и социализм, ч. 1, 1908, с. 145). Первые четыре – иудаизм и вышедшие из него христианство, ислам и пантеизм Спинозы. В учении Маркса («пятой религии») уже «нет и не может возникнуть никаких трансцендентных представлений» (там же). Это «религия без бога», т.е. религиозный атеизм. Согласно концепции богостроительства, суть всякой религии заключается в ценностной ориентации, в снятии противоречия между идеалом и действительностью. Этому лучше всего удовлетворяет Марксова теория социализма, становясь «высшей формой религиозности». Таким образом, социализм – «религия труда», активизма, основанная не на мистических началах, а на реализме «чистого опыта» (центральное понятие философии Авенариуса). Отбросив «ветхий плащ старого материализма» (Луначарский), богостроители опирались на эмпириокритицизм, «на философию коллективизма» Богданова с ее идеей организации опыта. В качестве «организующих» они рассматривали и религиозные понятия (Бог, вера, чудо и др.). Они полагали, что в религиозной оболочке научный социализм в России будет легче усваиваться массами, особенно крестьянами. Позднее Луначарский назвал своим «самым ложным шагом» создание теории богостроительства и признал справедливость его критического анализа (К вопросу о философской дискуссии 1908–1910 гг. – Литературное наследство, т. 82, 1970, с. 497). К нач. 1-й мировой войны богостроительство как течение перестало существовать, хотя отдельные его элементы у ряда философов прослеживаются и позднее.


Литература:

1. О веяниях времени: сб. СПб., 1908;

2. Луначарский А.В. Религия и социализм. СПб., 1908, ч. 1; 1911, ч. 2;

3. Юшкевич П.С. Материализм и критический реализм (о философских направлениях в марксизме). СПб., 1908;

4. Вершины. СПб., 1909, кн. 1;

5. Ленин В.И. Об отношении рабочей партии к религии; О фракции сторонников отзовизма и богостроительства; Письма А.М.Горькому (XI, 1913). – Полн. собр. соч., т. 17, 19, 48; Очерки философии коллективизма. СПб., 1909, сб. 1;

6. Плеханов Г.В. О так называемых религиозных исканиях в России (1909);

7. Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1957, т. 3;

8. Базаров В. На два фронта. СПб., 1910;

9. Ласковая М. Богоискательство и богостроительство прежде и теперь. М., 1976;

10.  Савельев С.Н. Идейное банкротство богоискательства в России в начале XX века. Л., 1987.

А.П.Поляков

 

 

Рекомендуем прочитать