БЛУР

БЛУР (Bloor) Дэвид (род. 1942) – британский философ и социолог науки, лидер т.н. шотландской школы социологии науки. Руководитель Центра по изучению науки на социологическом факультете Эдинбургского университета. Вводя в социологию научного знания идеи позднего Л.Витгенштейна, когнитивной психологии и социальной антропологии, Блур (совместно с Б.Барнсом) выдвинул «сильную программу» (strong program), предназначенную реформировать анализ науки (и знания вообще) путем последовательного осуществления социологического подхода. Программа предполагает объяснение всякого (научного и вненаучного, истинного и ложного) знания из порождающих его социально-культурных условий и вне зависимости от его оценки самим познающим субъектом. Заявляя об отказе от установок социологии науки Р.Мертона и подхода К.Мангейма, Блур утверждает, что всякое – как социально-гуманитарное, так и естественно-научное знание – без остатка «социально нагруженный» феномен, а потому в нем нет места объективной, внесоциальной истине. Этот вывод он обосновывает, опираясь на проведенный им социологический анализ математики, призванный подтвердить применимость социологии знания для анализа любого типа наук. Рассматривая языковые игры Витгенштейна как формы социальной деятельности, Блур находит у последнего образцы подлинной социологии знания. По замыслу Блура, его вариант социологии знания способен заменить собой философскую теорию познания. Взгляды Блура близки позициям ряда англо-американских представителей «социальной теории познания» (С.Фуллер, Э.Голдман), одного из вариантов «натуралистической эпистемологии», восходящей к идеям У.Куайна.


Сочинения:

1. Knowledge and Social Imagery. L., 1976;

2. Wittgenstein: A Social Theory of Knowledge. N. Y., 1983.

И.Т.Касавин

 

 

Рекомендуем прочитать