БЁРК

БЁРК (Burke) Эдмунд (12 января 1729, Дублин – 9 июля 1797, Биконсфилд) – британский политический философ и эстетик, политический деятель и публицист. Ирландец по происхождению. В 1766–94 член Палаты общин (виг). В 1755 анонимно опубликовал пародию «Оправдание естественного общества...» (A Vindication of Natural Society...), направленную против проникнутых духом вольнодумства и религиозного скептицизма «Философских опытов» Г.Болингброка. Доводя идеи рационально-утопической критики государства, религии, права, нации, общественной иерархии до абсурда, пытался показать их бесплодность и разрушительность, однако двусмысленность в изображении Бёрком противоречий и нелепостей существующего общества заставила многих читателей вопреки желанию автора принять пародию как критику общественных установлении. Подлинной целью Бёрка было оправдание исконных традиций и социальных институтов (патриархальная семья, община, церковь, гильдия и др.), которые как проявления «естественного закона» «вырастают» в ходе естественного процесса (описываемого им в терминах биологии). Сторонник «мудрости» и незыблемости традиционных установлений, Бёрк рассматривал «право давности» как движущее начало органичного общественного устройства, образец которого он видел в английской конституции. Опираясь на традиционное толкование английского обычного права как охраняющего привилегии граждан от беззаконных посягательств властей, с одной стороны, и мятежников – с другой, Бёрк отстаивал принципы английской революции 1686–89, признавал за восставшими американскими колониями право на самозащиту и независимость и в то же время резко выступал против французских революционеров-якобинцев, в деятельности которых он усматривал попытку реализации абстрактных построений идеологии Просвещения. В памфлете «Размышления о революции во Франции...» (Reflections on the Revolution in France... 1790; рус. пер. 1993) он призывал к «контрреволюции», консолидации всех сил Европы в борьбе против якобинства. Ожесточенная полемика вокруг памфлета (ок. 40 «ответов» публицистов Бёрку, среди которых самый известный – Т.Пенна) вызвала поляризацию общественного мнения в Англии по отношению к Великой французской революции (и как следствие – раскол в 1791 партии вигов).

В своей эстетической концепции Бёрк опирался на идеи английской эстетики 18 в. В духе сенсуализма Локка единственным источником эстетических идей признавал чувства. В основе прекрасного лежит чувство наслаждения, в основе возвышенного – неудовольствие; встреча с возвышенным сталкивает человека с реальностью, порождает в нем ощущение ужаса и беспомощности перед лицом огромного, непостижимого и могущественного (т.е. божественного).

Влияние идей Бёрка было противоречивым: если либералы видели в нем защитника общественных свобод и свободной торговли, двухпартийной системы, права на самоопределение, то идеологи консерватизма опирались на его феодально-консервативную концепцию политической власти и критику Просвещения (Л.Бональд, Ж. де Местр, С.Колридж, Ф.Савиньи). Современные неоконсерваторы объявили Бёрка «пророком консерватизма».


Сочинения:

1. The Works, v. 1–12. Boston, 1894–99;

2. The Speeches, v. 1–4. L., 1816;

3. The Correspondence, v. 1–10. Cambr.-Chi., 1958–78;

4. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1979;

5. Защита естественного общества. – В кн.: Эгалитаристские памфлеты в Англии середины 18 в. М., 1991, с. 41–110.


Литература:

1. Трофимов П.С. Возвышенное и прекрасное в эстетике Э.Бёрка. – В сб.: Из истории эстетической мысли нового времени. М., 1959;

2. Чудинов А.В. Размышления англичан о Французской революции: Э.Бёрк, Дж.Макинтош, У.Годвин. М., 1996;

3. Morley J. Burke. N. Y., 1884;

4. Kirk R. The Conservative Mind from Burke to Santayana. Chi., 1953;

5. Parkin Ch. The Moral Basis ol Burke’s Political Thought. Cambr., 1956;

6. Fasel G. Ε. Burke. Boston, 1983;

7. Nisbet R. Conservatism: Dream and Reality, Milton Keynes, 1986.

A.M.Салмин

 

Рекомендуем прочитать