БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД

БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД – 1) метод понимания духовной жизни гуманитарными науками, предложенный В.Дильтеем. В историческом мире, в отличие от природного мира, нас интересует индивидуальный процесс жизни, а биография и особенно автобиография рассматривается Дильтеем как высшая форма понимания жизни. «Документы, на которых основывается преимущественно биография, – это остатки, сохраняющие выражение и действия личности. Особое место среди них занимают, конечно, письма и свидетельства. Задача биографа состоит в том, чтобы, основываясь на такого рода документах, осмыслить структуру действия, в котором индивид определен своим окружением и реагирует на него» (Dilthey W. Gesammelte Werke, Bd. VIL Stuttg., 1992, S. 246). Автобиография как понимание человеком самого себя, смысла своей жизни трактуется Дильтеем как наиболее полное и совершенное понимание и воплощение историчности духовного мира. Вслед за Дильтеем ранний Хайдеггер также отдавал приоритет биографическому методу в гуманитарном знании;

2) метод социальных наук, прежде всего социологии и социальной психологии, задача которого – понимание субъективной стороны общественной жизни, выявление типов личности и их интерпретации социальных процессов и явлений. Биографический метод основан на исследовании личных документов (писем, автобиографий, дневников, мемуаров), в которых находит выражение личное отношение к пережитым или переживаемым общественным ситуациям. Впервые был использован У.И.Томасом и Ф.Знанецким. В книге «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1919) они проанализировали письма и автобиографии эмигрантов для того, чтобы выяснить взаимодействие между ценностями и установками личности, механизмы изменения установок в процессе приспособления к новым условиям. Социологические исследования на базе биографического метода широко использовались в 1920–30-х гг. в США (Г.Д.Лассуэлл, Ч.X.Кули, Дж.Г.Мид), а после 2-й мировой войны в Польше, где проводились массовые конкурсы на описание своей жизни (особенно при изучении изменений ориентаций личности). Главный недостаток биографического метода состоит в том, что в нем субъективные моменты превращаются в показатели объективных процессов;

3) метод создания коллективных биографий (или просопография), который состоит в выявлении определенного круга лиц, в постановке ряда однотипных вопросов о датах рождения и смерти, о браке и семье, социальном происхождении, месте жительства, образовании, роде деятельности, религии и т.д. Просопографический метод выявляет определенные типы, напр. императоров в исторических исследованиях Рима, персоналии господствующего класса Римской империи первых трех веков н.э. (см. Prosopographia Imperii Romani. В., 1897–98). В наши дни в Кембридже издается «Просопография поздней Римской империи». В 19 в. метод просопографии стал использоваться при изучении жизни ученых. Просопографический метод в науковедении восходит к исследованиям Ф.Гальтона, А.Декандоля, Ю.А.Филипченко, изучавших проблему наследуемости научного таланта и воздействия на него окружающей среды и генетических факторов. Методами просопографии были изучены типы ученых Философского общества Эдинбурга 1748–68 (Р.Эмерсон), Парижской академии наук в 18 в. (Дж.Макклилен), лауреаты Нобелевской премии (Г.Цукерман). Р.Мертон видел в просопографическом методе способ соединения истории науки, науковедения и социологии науки.


Литература:

1. Гиндилис Н.Л. Просопография в науковедении. – В кн.: Метафизика и идеология в истории естествознания. М., 1994;

2. Galton F. English Men of Science. L., 1874;

3. Candolle A. Histoire des Sciences et des Savants depuis deux Siècles. Geneva, 1873;

4. Pyenson I. Who the Gues Were – Prosopography in the History of Science. – «History of Science», 1974, vol. 15, № 29.

А.П.Огурцов

 

 

Рекомендуем прочитать