БЕЛИНСКИЙ

БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич [30 мая (11 июня), 1811, Свеаборг, ныне Суоменлинна, Финляндия – 26 мая (7 июня), 1848, Петербург] – русский социальный мыслитель, литературный критик и публицист. В 1829–32 учился на словесном отделении философского факультета Московского университета. В 1833 сблизился со Станкевичем и участниками его философского кружка, познакомившими его с немецкой философией. В 1834–36 стал ведущим критиком в изданиях Надеждина «Телескоп» и «Молва», где опубликовал принесшие ему известность «Литературные мечтания» (1834) и др. произведения. Позднее, переехав из Москвы в Петербург, сотрудничал в «Отечественных записках» (1839–46) и «Современнике» (с 1846). В статьях и обзорах дал оригинальный анализ творчества и эстетических взглядов современных ему писателей – Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Достоевского и др., отстаивал принципы реализма, «натуральной школы». Философские воззрения Белинского претерпели сложную эволюцию: от увлечения немецкой идеалистической философией, и особенно Гегелем в период «примирения с действительностью» (1837–39), он перешел на позиции отрицания «неразумной действительности»; критически осмыслив гегелевскую теорию, Белинский становится сторонником материалистического мировоззрения. Особый интерес представляют его социально-философские взгляды, учение о человеке, обществе и истории, изложенные в работах 40-х гг. В них он рассматривал общество как живой социальный организм («идеальную личность»), трактуя его историю в качестве необходимого и закономерного процесса. Отправным пунктом размышлений Белинского о человеке и обществе было неприятие панлогизма Гегеля, в системе которого субъект «не сам себе цель, но средство для мгновенного выражения общего, а это общее является у него в отношении к субъекту Молохом...» (Полн. собр. соч., т. 12, с. 22). Человек, по его словам, зависит от общества и в образе мыслей, и в образе, своего действия; зло скрывается прежде всего в обществе, а не в человеке. Белинский исходил из того, что индивид в наибольшей степени проявляет активность в той области социальной жизни, где чувствует себя человеком, утверждает себя как личность. Поэтому он не может примириться с жизнью, которая лишает его средств к развитию, и в первую очередь стремится создать условия, позволяющие ему реализовывать свои способности. Мыслитель приходил к выводу, что нормальное становление личности и проявление ее творческого потенциала возможно лишь в обществе, где утвердились принципы социальной справедливости; будущее России и всего человечества он связывал с социализмом. Влияние Белинского на развитие русской социальной и философской мысли подчеркивали Чернышевский, Плеханов, Ленин, Бердяев, Зеньковский и др.

Сочинения:

1.  Полн. собр. соч. в 13 т. М., 1958–59.

Литература:

1.  Плеханов Г.В. Белинский и разумная действительность. – Он же. Избр. филос. произв. в 5 т. М., 1958, т. 4, с. 417–467;

2.  Кирпотин В.Я.Достоевский и Белинский. М., 1960;

3.  Поляков М.Я. Виссарион Белинский. Личность – идеи – эпоха. М., 1960;

4.  Нечаева В.С. В.Г.Белинский. Жизнь и творчество. 1836–1841. М., 1961;

5.  Она же. В.Г.Белинский. Жизнь и творчество. 1842–1848. М., 1967;

6.  Григорян M.M. Белинский и проблема действительности в философии Гегеля. – В кн.: Гегель и философия в России. М., 1974;

7.  Филатова Е.М. Белинский. М., 1976;

8.  Соболев П.В. Эстетика Белинского. М., 1978.

П.П.Апрышко

 

Рекомендуем прочитать