АРОН

АРОН (Aron) Реймон Клод Фердинанд (14 марта 1905, Рамбервиллер, Франция – 17 октября 1983, Париж) – французский социальный мыслитель и публицист. В 1928 окончил Высшую нормальную школу в Париже (где вместе с ним учились Ж.-П.Сартр, П.Низан, Ж.Кангийем, А.Койре). В 1930 отправился продолжать образование в Германию. Работал ассистентом сначала в Кельнском (1930–31), а затем в Берлинском (1931–33) университетах. Главное внимание Арон уделял изучению малоизвестных тогда во Франции неокантиантства, феноменологии Э.Гуссерля, работ раннего М.Хайдеггера и особенно социально-политической теории М.Вебера. В 1935 вышла первая книга Арона «Критическая философия истории», в которой анализировались взгляды В.Дильтея, Г.Риккерта, Г.Зиммеля и М.Вебера. После прихода в Германии к власти национал-социалистов вернулся во Францию. Преподавалв Гаврском лицее (1933–34), работал секретарем Центра социальной документации Высшей нормальной школы (1934–39), преподавателем Нормальной школы в Сен-Клу (1935–39), затем профессором социальной философии Тулузского университета. С началом 2-й мировой войны был призван в армию. После оккупации Франции эмигрировал в Англию, где редактировал журнал «Свободная Франция»; регулярно публиковал «Французскую хронику» – военно-политические обзоры вишистской Франции.

После войны Арон возвратился во Францию. Некоторое время работал Директором канцелярии А.Мальро (в то время министра информации во втором правительстве Ш.де Голля). Преподавал в Институте политических исследований и Национальной школе администрации. В 1955–68 возглавлял кафедру социологии в Сорбонне, в 1968–70 работал профессором в Школе высших социальных исследований, а в 1970 возглавил кафедру социологам современной цивилизации в «Коллеж де Франс» (которой руководил до конца жизни).

Арон – действительный член Французской Академии моральных и политических наук (с 1963), почетный доктор Гарвардского, Оксфордского и др. университетов. Почетный член Американской Академии искусств и наук. С 1962 – вице-президент Всемирной социологической ассоциации.

В течение нескольких десятилетий Арон был ведущим политическим публицистом Франции. В 1946–47 писал в левой газете «Комба»; 30 лет был политическим обозревателем газеты «Фигаро» (1947–77); с 1977 и до конца жизни – ведущий сотрудник еженедельника «Экспресс» (с 1981 – председатель редакционного комитета). В 1978 основал и возглавил журнал «Комментер» – ведущий орган праволиберальной философской и политической мысли Франции.

Основные работы Арона посвящены проблемам философии истории, анализу социокультурных и политических противоречий современных индустриальных обществ. Занимался также проблемами эпистемологии и методологии исторического познания. В ранних работах он находился под влиянием баденской школы неокантианства (в первую очередь благодаря своему учителю – Л.Брюнсвику), феноменологии Э.Гуссерля и политической философии М.Вебера. Увлекался также марксизмом (к которому, по его собственным словам, «охладевал по мере изучения экономики»), поддерживал дружеские отношения с Ж.-П.Сартром. Однако уже в работе «Опиум интеллигенции» (1955) резко выступил против французских интеллектуалов, некритично поддерживающих «реальный социализм» в СССР. Арон полагал, что в среде левой западной интеллигенции (начинавшей с экзистенциализма, антифашизма и прошедшей школу марксизма) ныне должно пройти четкое принципиальное размежевание между теми, «кто всего лишь не отрицает существования лагерей в СССР, и теми, кто разоблачает эти лагеря». Противник тоталитаризма Арон активно выступал против не только «просоветских» симпатий Сартра, но и «нейтралистской» позиции М.Мерло-Понти (называвшего себя «а-коммунистом» и провозгласившего тезис: «Если марксизм ложен, то история теряет смысл»). В работе «La Rйvolution introuvable» (1968) Арон продолжил атаку на левых интеллектуалов, резко выступив против их поддержки «студенческой революции» 1968. В противоположность популярному во Франции «антиамериканизму» Арон считал США «детищем европейского либерализма», выступал твердым сторонником присутствия США в Европе и западного военно-политического альянса, видя в этом противовес тоталитарной экспансии СССР в Восточной Европе.

В 1960–70-е гг. Арон выступил одним из создателей и главных теоретиков концепции деидеологизации (наука выступает у него как альтернатива партийным идеологиям), а также теорий «мондиализации» и единого индустриального общества. По его мнению, западная (демократическая) и советская (авторитарно-идеократическая) модели являются лишь различными модификациями одного и того же универсального новейшего социального типа. При этом, однако, в отличие от сторонников идеи конвергенции (постепенного слияния капитализма и коммунизма), Арон настаивал на неизбежности «демистификации» и поглощения идеологизированного социализма более научно-рациональным и эффективным капитализмом. В последние годы жизни в его либеральных представлениях о закономерностях исторического развития появились элементы социального пессимизма: прогресс науки и техники, по его мнению, порождает социальные идеалы (в первую очередь идеал свободы), которые сам же мешает воплотить. В конфликте между ценностями демократии (свобода, равенство, автономия личности) и императивами индустриального общества (централизация, иерархизация, субординация, дисциплина) Арон видел главную причину нестабильности современной цивилизации.


Сочинения:

1. Introduction а la philosophie de l`histoire. P., 1938;

2. L`opium des intellectuels, P., 1955;

3. Le developpement de la sociqtq industrielle et la stratification sociale. P., 1956;

4. Paix et guerre entre les nations. P., 1962;

5. Dix-Huit Leçons Sur La Société Industrielle. P., 1963;

6. Essai sur les libertis. P., 1965;

7. Les desillusions du progres. P., 1969;

 8. Memoires. P., 1983;

9. в рус. пер.: Демократия и тоталитаризм. М., 1993;

10.  Пристрастный зритель. М., 1992;

11.  Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

А.А.Кара-Мурза 

Рекомендуем прочитать