АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ (Ambrosius Mediolanensis) (ок. 340, Трир – 4 апреля 397, Милан) – отец Церкви, христианский неоплатоник. Происходил из знатного рода (отец – префект в Галлии). В Риме получил хорошее литературное и юридическое образование и уже в молодости заявил о себе ораторскими способностями. В 370 назначается консуляром двух северных областей Италии, Эмилии и Лигурии, а в 374 становится миланским епископом. С этого времени главная его забота – защита интересов ортодоксальной христианской церкви от нападок еретиков и проведение религиозной политики, направленной на максимальную христианизацию имперских институтов: в 381 он выступает на церковном соборе в Аквилее против епископов-ариан, в 381 и 382 возглавляет соборы, осудившие аполлинаризм; проявляет себя умелым дипломатом, отстаивая интересы династии перед узурпатором Максимом в 383 и 386, а в 388 и 390 – в целях утверждения христианской морали – выступает с осуждением императора Феодосия. Амвросий знал греческую и латинскую философскую литературу, а также сочинения Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена, Дидима, Василия Великого, других каппадокийцев, что несомненно повлияло на формирование его символически-аллегорического метода экзегетики. Сочинения этого рода написаны преимущественно в жанре гомилии. Самым известным из них считается комментарий на «Шестоднев» (Hexaemeron), вдохновленный Василием Великим. К другим сочинениям этого рода относятся: «О рае» (De paradiso), «О Каине и Авеле» (De Cain et Abel), «О Ное и ковчеге» (De Noe et area) и др. Немалая часть сочинений посвящена морально-практическим вопросам. Среди них особенно известен трактат «Об обязанностях священнослужителей» (De offieiis ministrorum); он написан под сильным влиянием этики Цицерона, что характерно для многих латинских сочинений патриотического периода. Среди сочинений догматического характера следует выделить «О вере к Грациану Августу» (De fide ad Gratianum Augustum). Амвросию принадлежат также многочисленные проповеди, письма, духовные гимны (он считается на Западе одним из создателей христианской гимнографии).

Амвросий известен как учитель Августина, которого он познакомил с христианским неоплатонизмом (в его переводе Августин читал некоторые сочинения греческих неоплатоников).


Сочинения:

1. MPL, t. 14–17;

2. в рус. пер.: Об обязанностях священнослужителей, пер. Прохорова. Казань, 1908 (переизд. М. – Рига, 1995);

3. Творения по вопросу о браке и девстве. Казань, 1901;

4. Две книги о покаянии. М., 1901;

5. Две книги о покаянии и другие сочинения. М., 1997 (библиогр. с. 37–44).


Литература:

1. Адамов И.И. Учение Амвросия Медиоланского о Троице. М., 1910;

2. Dudden-Homes F. The Life and Times of St. Ambrose, 2 vol. Oxf, 1935;

3. Palanque J.R. Saint Ambroise et l’Empire Romain. P., 1933;

4. Courcelle P. Recherches sur les Confessions de St. Augustin. P., 1950;

5. Angela Paredi  S. Ambrogio e la sua eta, 2 ed. 1960 (англ. пер. – Saint Ambrose: his Life and Times. 1964).

О.В.Голова

Рекомендуем прочитать