АМЕЛИЙ

АМЕЛИЙ (’Aμέλιος) Гентилиан из Этрурии (сер. 3 в. н.э.) – философ-неоплатоник, ученик Плотина, первый из его постоянных слушателей (с 246). До Плотина учился у стоика Лисимаха, возможно (Целлер) последователя Нумения Апамейского; во всяком случае восторженным почитателем последнего был сам Амелий, собравший и выучивший наизусть почти все сочинения Нумения (Porph. V.Plot. 3); в 269, покинув Плотина, он отправился в Апамею (ib. 2). Сделанные им записи плотиновских лекций составили ок. 100 книг; против обвинявших Плотина в заимствованиях у Нумения Амелий написал «Об отличии учения Плотина от учения Нумения»; в Афины Лонгину Амелий отправил письмо-трактат «О характере плотиновой философии»; разъясняя Порфирию учение Плотина о том, что вне ума нет умопостигаемого, Амелий написал книгу «О недоумениях Порфирия», а в связи с полемикой кружка Плотина против гностиков – 40 книг против гностика Зостриана (ib. 3,4, 16, 17, 18, 20). Амелию, вероятно, принадлежали комментарии к платоновским «Государству», «Тимею», «Пармениду» и «Филебу» (ссылки в комментариях Прокла и Дамаския) и рассуждение о справедливости у Платона (ibid. 20). Амелий отличался от Плотина склонностью к схематизации и к расчленению основных философских понятий (особенно к трихотомиям); так, он признавал три ума (см. нус): собственно ум, второй ум – умопостигаемое первого, и третий ум – умопостигаемое второго, отождествляя их с тремя демиургами, тремя царями 2-го письма Платона, которые (в соответствии с Tim. 39е) определены как сущий, обладающий и зрящий и соотнесены с Фанетом, Ураном и Кроном орфиков (Procl. In Tim. 93d). Признавая единую мировую душу, Амелий приписывал ей функции, соответствующие определенным числам: монадически (κατὰ τὴν μονάδα) душа охватывает внугрикосмических богов, как диада и триада демонов, как тетрада (22) и эннеада (32) человеческую жизнь, как октада (23) и эйкосигептада (33) доходит до низших пределов мира и с помощью «нечета» и «чета» всему придает совершенство (Stob. Eel. I 888; Procl. In Tim. 205c). Как толкователь Платона Амелий нашел продолжателя в Феодоре Азинском, а критика в Ямвлихе (Procl. In Tim. 226b). Порфирий отмечает религиозность Амелия (V. Plot. 10): вероятно, как и Нумений, он был увлечен восточными вероучениями; согласно Евсевию (Praep. Evang. XI18–19), Амелий сочувственно ссылался на учение о Логосе в начале «Евангелия от Иоанна» и сопоставлял его с Душою Мира платонической традиции.

Фрагменты:

1.  Zoumpos А.N. (ed.) Amelii Neoplatonici Fragmenta, [s. 1.]. 1954;

2.  Idem. Amelius von Etrurien. Sein Leben und seine Philosophie. Beitrag zur Geschichte des Neupiatonismus. Münch., 1954.


Литература:

1.  Dörrie H. Une exégèse néoplatonicienne du Prologue de l’Évangile selon St. Jean (Amélius chez Eusèbe, Prép. év. 11. 19, 1–4). – «Epektasis. Mélanges Patristiques offerts au Card. Jean Daniélou», 1912, p. 75–87;

2.  Idem. Platonica Minora. Münch., 1976, S. 491–507;

3.  Brisson L. Amélius. Sa vie, son oeuvre, sa doctrine, son style. – ANRW II, 36.2. В., 1987, S. 793–860;

4.  Corrigan K. Amelius, Plotinus and Porphyry on Being, Intellect and the One. A reappraisal. – Ibid. S. 975–993.

Ю.A.Шичалин

Рекомендуем прочитать