АЛЛАФ

АЛЛАФ Абӯ ал-Хузайл Мух̣аммад ибн ал-Хузайл, ал (ок. 749/753, Басра, Ирак – ок. 840/849, Самарра, там же) – арабо-мусульманский философ, крупнейший представитель мутазшштской школы калама. В 818 перебрался в Багдад, где был близок аббасидским халифам, особенно ал-Ма’мӯну (правил 813–33), при котором ряд теологических положений мутазилизма был включен в поддерживаемую государством доктрину. Доксографы упоминают о более чем 50 сочинениях ал-‘Аллафа, из которых ни одно не сохранилось. В большинстве своем они носили полемический характер и отражали дискуссии, которые ал-Аллаф активно вел с другими религиями (иудаизмом, христианством, зороастризмом), с различными мусульманскими школами (хашавитами-буквалистами, мушаббихитами-антропоморфистами, джабритами-фаталистами, мурджиитами и др.) и со своими единомышленниками-мутазилитами (особенно ан-Наз̣з̣амом).

 Мутазилитская традиция приписывает ал-‘Аллафу разработку «пяти принципов», общих дня всех мутазилитов и служащих критерием их идентификации (в кавычках даются традиционные краткие названия этих принципов): «единство» Бога; божественная «справедливость»; обязанность для Бога осуществлять Свои «обещание и угрозу» (что исключает какое-либо заступничество или прощение); квалификация мусульманина, совершившего тяжкий грех как находящегося в «промежуточном состоянии» между верующим и неверующим (он сохраняет свои права как член мусульманской общины – безопасность жизни и имущества, наследование другим мусульманам, но не может стать халифом или имамом; в потусторонней жизни – если он не успел покаяться до своей кончины — обречен на адские муки вместе с неверующими, однако, наказание его будет несколько мягче, чем для последних); «повеление добра и запрещение зла». 

 Ал-‘Аллаф заложил основы мутазилитской философии. По-видимому, он был первым мутазилитом, который в противовес ан-Наз̣з̣аму отстаивал финитизм (утверждение о существовании предела делимости тел, т.е. о существовании атома). Финитистский подход Ал-‘Аллаф распространял на эсхатологические реалии, полагая (вслед за Дж.Ибн С̣афваном) конечность мира в будущем, а с ним Рая и Ада. Согласно некоторым источникам, Ал-‘Аллаф придерживался прошиитской ориентации.


Литература:

1.  ал-Гурабӣ А.М. Абӯ ал-Хузайл Ал-‘Аллаф. Каир, 1949;

2.  Frank R.M. The Metaphysics of Created Being According to Abu-l-Hudhayl al-Allaf. Istanbul, 1966.

Т.Ибрагим

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать