АЛКМЕОН

АЛКМЕОН (’Aλκμαίων) из Кротона (акме ок. 500 до н.э.) – древнегреческий натурфилософ-пифагореец; принадлежал также к знаменитой кротонской школе врачей (ср. DK 19). Античная традиция о том, что Алкмеон был пифагорейцем, не раз оспаривалась, но без серьезных оснований. Аристотель, написавший трактат «Против Алкмеона», считал его младшим современником Пифагора, но отличал его учение от «пифагорейской» таблицы 10 противоположностей (А 3), которая в действительности принадлежит Академии. Книга Алкмеона «О природе» посвящена трем пифагорейцам (В 1), а сам он фигурирует в списке пифагорейцев Аристоксена.

В пифагорейской и досократовской мысли в целом Алкмеон был основателем нового направления, ориентированного на проблемы устройства и жизнедеятельности человеческого организма (физиология, анатомия, эмбриология, психология). Идея качественных противоположностей, заимствованная им у Пифагора, была перенесена с космоса на человека («большинство человеческих дел двоично», А 1) и стала основой учения о том, что «здоровье сохраняется при равновесии сил (ἰσονομία τῶν δυνάμεων) – влажного, сухого, холодного, горячего, горького, сладкого и других, – а господство (μοναρχία) одной из них вызывает болезнь» (В 4). Он учитывал также внешние факторы (свойства местности, воды и пр.) и в отличие от более поздних схем не фиксировал число противоположных качеств. Сохранять и восстанавливать их баланс должна была рациональная диететика, которая стала основой пифагорейской медицины, а через авторов гиппократовского корпуса оказала мощное влияние на всю греческую медицину.

Будучи пионером анатомических исследований, Алкмеон обнаружил глазные нервы, ведущие к мозгу (А 10). На этом открытии основан его гениальный вывод о том, что все органы чувств связаны с мозгом, который является центром сознания. Созданная им теория ощущений оставалась непревзойденной несколько столетий (А 5–9). Алкмеон считал, что душа бессмертна и, подобно небесным телам, находится в вечном круговом движении (А 12); связана ли эта идея с метемпсихозом, неясно. Вслед за Ксенофаном он настаивал на ограниченности человеческого познания: полная ясность доступна лишь богам, люди же могут судить на основании «свидетельств» (В 1). Алкмеон первым разделил мышление и ощущение; оба они свойственны людям, животным – только ощущения. Его эмбриологические взгляды более наивны: мужское семя происходит из головного мозга (ср. Гиппон, который многое перенял у Алкмеона); зародыш – из соединения мужского и женского семени, пол ребенка зависит от того, чьего семени больше (А 13–14).

Фрагменты и свидетельства:

1.  DK I, 210–16;

2.  Лебедев А В. Фрагменты, с. 267–273.


Литература:

1.  Жмудь Л. Я. Наука, философия и религия в раннем пифагореизме. СПб., 1994;

2.  Beare J. Greek Theories of Elementary Cognition from Alcmaeon to Aristotle. Oxf., 1906;

3.  Lloyd G.E.R. Alcmaeon and the Early History of Dissection. – «Sudhoffs Archiv» 59, 1975, S. 113–147;

4.  Longrigg J. Greek Rational Medicine: Philosophy and Medicine from Alcmaeon to the Alexandrians. L., 1993.

См. также лит. к ст. Пифагореизм.

Л.Я.Жмудь

Рекомендуем прочитать