АЛЕКСЕЕВ Н.Н.

АЛЕКСЕЕВ Николай Николаевич (1 мая 1879, Москва – 2 марта 1964, Женева) – русский правовед, исследователь философии права. После окончания Московского университета (1906) оставлен в нем для подготовки к профессорскому званию. С 1908 – преподаватель на кафедре философии. В 1908–10 в зарубежной командировке. В 1911 выходит его книга «Науки общественные и естественные в историческом взаимодействии их методов. Очерки по истории и методологии общественных наук». С 1916 профессор юридического факультета Московского университета. В 1918 выпускает книгу «Введение в изучение права», где обсуждает проблемы теории права.

В 1918 выезжает в Германию, в октябре 1918 возвращается в Россию – в Крым, становится профессором кафедры государственного права Таврического университета. Становится редактором газет «За единую Россию», «Великая Россия». Вступил в Добровольческую армию, участвовал в боях. Эвакуировался в Константинополь, затем вновь вернулся в Крым, заняв место начальника информационной части в штабе генерала Врангеля. Вновь эмигрировал в Константинополь, затем в Прагу, став секретарем юридического факультета Карлового университета (1922), преподавал в Берлине (до 1931), затем в Страсбурге (до 1940), Белграде (1940–48), Женеве (1948). Основные усилия Алексеева сосредоточены на анализе проблем истории философии права, теории государства, религиозного обоснования нравственности, права и государства. Принимал активное участие в движении евразийцев, в разработке его программных документов «Евразийство. Опыт систематического изложения» (1926) и в таких публикациях, как «Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийцев» (Париж, 1928), «На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности)» (Берлин, 1927), разработал социально-экономическую и политическую программу евразийского движения. Советский строй рассматривал как власть идеократического государства, тотально подчинившего себе всю жизнь общества. Подчеркивая важность государства для России, он пытался связать аристократизм и демократизм, поскольку правящий слой специалистов в новом государстве формируется путем отбора из народа и образует нечто вроде «духовного ордена». Правовое устройство будущего государства он строил на основе понятия «правды», понятой как справедливость, как единство прав и обязанностей, как установленное право, коренящееся в противовес объективному праву западноевропейских стран в религиозном сознании и самосознании. Идеализируя федералистское устройство Советской России, он полагал, что будущая Россия также будет строиться на началах федерализма. После победы национал-социализма в Германии и краха евразийского соблазна он противопоставляет им идею демократического государства, которое призвано обеспечить гарантии участия специалистов в управлении обществом. Гарантийное и демократическое государство, являясь также идеократическим, основывается на утверждении идей и ценностей православия, в котором он видел силу, спасающую Россию. Религиозное обоснование права дается им в таких работах, как «Религия, право и нравственность» (1937), «Идея «Земного Града» в христианском вероучении» (1926), «Русский народ и государство» (1927), «Христианство и идея монархии» (1937), «Христианство и социализм» (1931) и др. Участник экуменического движения.

Сочинения:

1.  Основы философии права. Прага, 1924, переиздание. СПб., 1999;

2.  В бурные годы (из воспоминаний Алексеева). – Архив русской революции, 1926, вып. 17;

3.  Русский народ и государство. – Путь, 1927, № 8;

4.  На путях к будущей России (Советский строй и его политические возможности). Париж, 1927;

5.  Советский федерализм. – Евразийский Временник. Париж, 1925, Кн. 5;

6.  Собственность и социализм. Опыт обоснования социально-экономической программы евразийства. Париж, 1928;

7.  Религия, право и нравственность. Париж, 1930;

8.  Теория государства. Теоретическое государствоведение, государственное устройство, государственный идеал. Париж, 1931;

9.  К учению об «объективном праве». – В кн.: Тридцатые годы. Париж, 1931;

10.  Пути и судьбы марксизма. От Маркса и Энгельса к Ленину и Сталину. Берлин, 1936.

А.П.Огурцов

Рекомендуем прочитать