АГАПЕ

АГАПЕ (греч. ἀγάπη – любовь от ἀγαπάω – принимать ласково, оказывать любовь, довольствоваться; лат. эквивалент – diligere) – термин, обозначающий в Священном писании и патриотической литературе понятие христианской любви (милосердия). Одно из четырех греческих слов, которым соответствует в современном русском языке слово «любовь» и соответствующие слова в других европейских языках, – наряду с «филией» (φιλία – любовь-дружба), «эросом» (ἔρως – страстная любовь, любовь-влечение, вожделение) и «сторгэ» (στοργή – любовь-привязанность, в частности родительская). В классических греческих текстах слово малоупотребительно (однокоренное слово ἀγάπησις, встречается в одном из приписываемых Платону диалогов, один раз у Плутарха, а также у некоторых более поздних авторов).

Начинает широко употребляться лишь в библейских текстах – при греческих переводах текстов Ветхого Завета (Иерем. 2:2; 2 Цар. 13:15; Еккл. 9:6; Песн. 2:4, 5,7), в Евангелиях (напр., Мф. 22:37–39) и апостольских посланиях (напр., Рим. 13:10; 2 Ин. 4:7). Агапе – это любовь к Богу, т.е. любовь-благоговение и любовь к ближнему, т.е. любовь-забота. Это – любовь-самоотречение, самопожертвование (Иоан. 15:13, Рим. 5:7; 1 Ин. 3:16; Галат. 2:20), одна из трех христианских добродетелей (наряду с верой и надеждой). Также и любовь к врагам обозначается словом «агапе» или родственными ему. Этим же словом обозначались братские трапезы первых христиан. Современная актуализация проблемы «агапе» берет начало в 30-х гг. 20 в.-с книги А.Нюгрена «Агапе и Эрос» (Nygren А. Agape und Eros. 1930), содержащей анализ этих двух типов любви. «Агапе» стало темой протестантской теологии 20 в.: М.К.Д’Арси (М.С.D’Arcy), К.Барт, Д.Джилеман (G.Gilleman), Р.Нибур, П. амсей (P.Ramsey) и др.

Литература:

1. Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению: Этико-богословское учение [1907]. Переизд.: М., 1996, с. 356–544;

2. Eros, Agape and Philia: Readings in the Psychology of Love, ed. A. Soble. N.Y., 1994;

3. Outka G. Agape: An Ethical Analysis. New Haven – L. – Yale, 1972.

P.Г.Апресян

Рекомендуем прочитать