АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ

«АФИНЫ И ИЕРУСАЛИМ» – итоговый философский труд Л.Шестова, основная тема которого – антиномичность знания и веры, противостояние двух истоков европейской культуры – эллинского и библейского. Первоначально опубликованы французский и немецкий переводы книги (1938), русский текст издан посмертно (Париж, 1951; последнее издание: Соч., т. 1. М., 1993). В 1935 Шестов посвятил сочинению Э.Жильсона «Дух средневековой философии» статью под заглавием «Афины и Иерусалим», давшую впоследствии название книге, в которую включена и статья о Жильсоне. Книга состоит из работ, написанных автором за последние 10 лет: ч. 1 – «Об источниках метафизических истин (Скованный Парменид)» (1930), ч. 2 – «В фаларийском быке (Знание и свобода воли)» (1932), ч. 3 – «О средневековой философии (Concupiscentia irrestibilis)» (1935), ч. 4 – «О втором измерении мышления (Борьба и умозрение)» (1925–29). Опираясь на тексты Священного Писания, опыт библейских героев Авраама, Моисея, Иова, обращаясь в поисках духовных единомышленников к творчеству Лютера, Ницше, Кьеркегора, Паскаля, Достоевского, Шестов стремится показать, что истина не может быть добыта путем логического умозаключения, а обретается только личной верой. «В границах чистого разума можно построить науку, высокую мораль, даже религию – но нельзя найти Бога» (Афины и Иерусалим, 1951, с. 35). В центре внимания Шестова – история грехопадения человеческого рода, понятого как результат испуга людей перед ничто, этот страх нашептывает разум, внушающий человеку недоверие к божественной свободе и желающий встать на место Бога. Знание, источник грехопадения, преодолевается благой вестью о Едином, ничем не обусловленном Боге, стоящим над принципами разума и требующим от человека безусловного подчинения. Только вера, понимаемая как «новое измерение мышления», побеждающая смерть творческая сила открывают человеку путь к Богу. Шестов не считает философию наукой, он сторонник веросознания – философии, основанной на откровении Священного Писания; следуя за верой, философия должна вести человека за пределы рациональной метафизики, где царит Необходимость, в сферу Свободы.

Ю.В.Синеокая 

Рекомендуем прочитать