АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

АФАНАСИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ, Афанасий Великий (Ἀϑανάσιος ὁ Ἀλεξανδρείας ἀρχιεπίσκοπος) (293, Александрия – 373, там же) – отец и учитель древней Церкви. В период тринитарных споров 4 в. был главным защитником никейской веры в борьбе против арианства, поддерживаемого императорской властью. Православная церковная догматика обязана ему прояснением своих учений о Троице и Логосе.

В раннем возрасте получил классическое светское образование. Уже в 325 на соборе в Никее полемизировал с арианами как диакон и секретарь александрийского епископа Александра; в 328 становится его преемником на александрийской кафедре. 15 лет провел в изгнании и ссылке вследствие интриг своих противников-ариан. В 356–362 жил в Египте, поддерживая тесный контакт с коптскими монахами. При нем в 362 в Александрии был созван первый после Никейского православный собор. Доктрина Афанасия формировалась в полемике с арианством. В основе его богословия, отдающего приоритет религиозному опыту, а не умозрительной философии, лежит идея принципиального различия Бога и творения, а также догмат «обóжения» (малоазийская традиция), образующий ядро сотериологии. В апологетических сочинениях «Слово против язычников» и «Слово о воплощении Бога-Слова» (ок. 318) Афанасий отстаивает преимущество монотеизма и учит о вечном Логосе, через который был сотворен мир и который стал человеком (плотью). Главное догматическое творение «Три слова против ариан» защищает вечное рождение Сына из Отца и тождество их божественной природы (единосущие). Афанасий говорит о Христе как об одном Лице, в котором выступают вместе Бог и человек, имеющие две воли. В его письмах «К Серапиону» содержатся высказывания о божественности и единосущии Святого Духа. Пасхальные послания Афанасия – ценный источник по хронологии и истории формирования канона Священного Писания. Его авторству принадлежит «Житие святого Антония» (ок. 357), явившееся образцом для всей средневековой агиографии.


Сочинения:

1. MPG, т. 25 – 28;

2. в рус. пер.: Творения святого Афанасия Великого, т. 1–4, 2-е изд. Сергиев Посад, 1902–03 (репринт: М., 1994).


Литература:

1. Попов И.В. Религиозный идеал Афанасия Александрийского. Сергиев Посад, 1904;

2. Weigl Ε. Untersuchungen zur Christologie des heiligen Athanasius. 1914;

3.  Hauret Ch. Comment le «Défenseur de Nicée» a-t-il compris le dogme de Nicée? Bruges, 1936.

A.В.Михайловский

 

Рекомендуем прочитать