АДРИШТА

АДРИШТА (санскр. adṛṣṭa – невидимое, ненаблюдаемое, невоспринимаемое) – понятие индийской философии, гл.о. школы вайшешика, обозначающее причины природных и морально-психологических явлений, необъяснимых в свете наблюдаемых факторов (дришта). В «Вайшешика-сутрах» адришта отождествляется с невидимой причиной природных явлений (магнетизма, движения вверх пламени огня, горизонтального движения ветра, циркуляции воды в растениях и т.п.). У Прашастапады она становится синонимом дхармы и адхармы (добродетели и порока) – качеств души (Аммана), обусловливающих ее перерождение (сансара), и в этом смысле выступает механизмом закона кармы – морального воздаяния. В начале космического цикла (сарга) адришты душ, населяющих вселенную, служат своеобразными «хранителями информации», проносящими через космическую ночь (пралая) тот образ мира, который нужно создать богу Ишваре, чтобы все существа смогли снова вкусить опыт страдания и поисков освобождения от него. Несмотря на отождествление адришты с дхармой и адхармой, Прашастапада различает контексты их употребления: если последние упоминаются им в роли причинных факторов общего процесса «нормальной» жизнедеятельности (дыхания и т.п.), а также морально окрашенной умственной и психической активности (желание, нежелание, удовольствие и т.п.), то адришта – в тех случаях, когда речь идет о физических и психических явлениях (например, магнетизме, сновидениях), которые могли казаться вайшешикам «странными». Согласно В.Хальбфассу, концепция адришты не просто дополняет, но и потенциально заменяет физическую причинность на морально-религиозную.

В.Г.Лысенко

Рекомендуем прочитать