АДХАРМА

АДХАРМА (санскр. adharma – не-дхарма) – в индийской мысли понятие, противоположное дхарме. Адхарма наряду с дхармой упоминается уже в «Чхандогья-» и «Катха-упа-нишаде». В палийских текстах адхарма (адхамма) – устойчивая оппозиция дхармы (дхаммы), отсутствие добродетели и зло, равнозначное беззаконному желанию и обеспечивающее будущее рождение в аду (Тхерагатха 304 и сл.). В специально посвященной ей «Адхамма-сутте» перечисляются 10 разновидностей адхармы: неправильные взгляды, размышление, речь, действие, образ жизни, усилие, внимание, сосредоточение, знание и даже «освобождение». Праастапада различает 3 причины адхармы: совершение предосудительных действий, несовершение предписанных, Пренебрежение обязанностями (Падартхадхармасанграха VI. 134). Но если у вайшешиков адхарма – свойство самого Атмана, то у санкхьяиков – «внутреннего инструментария» (антахкарана). Потому поведение индивида в определенном смысле предопределяется тем, какая диспозиция сознания преобладает в его менталитете –добродетельная или недобродетельная. У найяиков адхарма, как и дхарма, – следствие активности (правритти), причина пребывания в сансаре.

В.К.Шохин

Похожие материалы

Рекомендуем прочитать