Жизнь

ЖИЗНЬ —особая форма  существования, характеризуемая  целостностью и способностью к  самоорганизации. Жизнь есть  специфический способ разрешения  противоречий внешнего и внутреннего, части и целого, конечного и бесконечного. Представления о жизни в  философии складывались в рамках  гилозоизма, витализма, креационизма, телеологизма, организмизма.  Гилозоизм, признающий «жизнь»  неотъемлемым свойством материи во всех ее проявлениях, отличен от  витализма, помещающего «жизненную силу» в косную материю. Организмические теории связаны с  пониманием жизни как органической  целостности, где невозможно  существование частей вне целого. В одной из разновидностей организмизма  «холизме» — «философии  целостности» (Н. Смэтс) — жизнь  рассматривается как процесс творческой  эволюции, в ходе которой возникают целостности различного уровня,  носителем которых является поле.  Целое, синтезирующее в себе  объективное и субъективное, носит  мистический характер. Высшей  формой целостности является  личность. Теория эмерджентной  эволюции (С. Александер, К.  Морган) — один из вариантов теле ологизма в понимании живого. Все живое рассматривается как результат качественных  изменений (эмерджентов),  происходящих в результате действия  идеальной силы — «низуса» — суть которого заключается в  стремлении к высшему, к божеству.  Концепция Тейяра де Шардена  рассматривает жизнь как  эволюционный процесс, охватывающий «преджизнь» (литосфера), жизнь (биосфера) и феномен человека (ноосфера). Духовное начало — источник целостности -—  имманентно всему существующему и является движущей силой  эволюции. В философии А.Бергсона жизнь рассматривается в  качестве космической силы —  жизненного порыва, основы  непрерывного творчества новых  жизненных форм. В «философии жизни» она выступает как целостная реальность, преодолевающая  противоположность духа и материи и  постигаемая интуитивно. Жизнь  рассматривается в качестве  противопоставления естественного —  «искусственному», культуре; творчества — нормативности, тотальности рода — атомизированному индивиду,  интуитивно-познаваемого —  рациональному. В современной философии  наблюдается тенденция перехода от интерпретации жизни как  космического явления к ее «оповседневниванию». В работах Э. Гуссерля  понятие жизни, так же как и понятие культуры и понятие природы,  оцениваются как схематизации той  первичной очевидности, которая  выражается в понятии «жизненного  мира», мира в его значимости для  отдельного человека.

Рекомендуем прочитать