Зеньковский

ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881—1962) — русский религиозный философ, психолог, богослов. Окончил  Киевский университет (историко-богословский и  естественно-математический факультеты). Занимался на философском и классическом отделениях. Для написания магистерской  диссертации «Проблемы психической причинности» выезжал в  Германию. В период с 1915 по 1919 гг. — доцент, затем профессор  Киевского университета. В 1918 г.  министр культуры в правительстве гетмана Скоропадского. В 1919 г. покидает Россию. С 1920 по 1923 гг. — процессор философии  Белградского университета, с 1923 по 1926 гг. возглавлял основанный им педагогический институт в Праге, руководил кафедрой  экспериментальной и детской психологии. С 1925 г. — профессор философии и психологии в Православной  богословской академии в Париже,  заведующий кафедрой философии. В 1939 г. был арестован  французскими властями и больше года  находился в концлагере. В 1942 г. принял сан священника. Зеньковский — автор наиболее полного на сегодняшний день исследования по истории  философии в России — «История  русской философии» (тт. 1—2, 1948—1950). Наряду с  преемственностью русской философии от  западноевропейской, Зеньковский  отмечает ее связь со своей  религиозной стихией, со своей «религиозной почвой», усматривая в этом главный корень своеобразия русской мысли, получившей развитие как в  религиозных, так и  материалистических, позитивистских концепциях. Зеньковский констатирует  сосредоточение интересов русской  философии в области онтологии и  антропологии и вторплановость вопросов теории познания. Признавая  влияние европейской философской  традиции, настаивает на тезисе о  самобытности и оригинальности русской философии. Философия для Зеньковского неотделима от религиозного  опыта и интуиции. По его  собственному признанию, в начальный  период творчества он находился под сильным влиянием В. С.  Соловьева и Л. М. Лопатина.  Осмысление христианского понятия  первородного греха, объясняющее наличие в человеке свободы и  одновременно ограниченность ее, привело Зеньковского к  пересмотру основных начал  метафизики и гносеологии. Зеньковский приходит к метафизическому  истолкованию субъекта познания, т. е. к утверждению, что  источником светоносной силы,  созидающей разум, и регулятором  познавательных процессов является Бог. Антропология Зеньковского также основана на обосновании догмата о первородном грехе,  исказившем первоначальную  целостность человеческой  личности, восстановление которой и  является смыслом индивидуальной человеческой жизни и  человеческого общества в целом.  Значителен вклад Зеньковского в области психологии и педагогики.

Рекомендуем прочитать